Психология творчества


Психология творчества — раздел психологии, изучающий творческую деятельность, созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни, быту; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека[1].

Психология творчества — раздел психологии, разрабатываемый общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта область знания изучает психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей.[2]

Психология творчества — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального[1].

Психология творчества представлена в различных направлениях психологии: культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, экзистенциализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии. Психология творчества имеет большое значение и для других наук: философии, социологии, политологии, экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга, информатики, педагогики, культурологии, искусствоведения.[2]

В теоретическом плане творчество представляет собой комплексный объект изучения, входящий в предмет многих наук. Для психологии понятие творчества является одной из центральных тем. Это связано с тем фактом, что в его актах в различном виде проявляются фактически все психические процессы: когнитивные, аффективные, волевые. Практическая значимость темы возрастает по той причине, что на настоящем этапе развития в связи с преобразованием характера труда, роль творчества в жизни человечества постоянно повышается.[4]

Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло. Аристотель отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество есть создание нового и уникального. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию[5].