РПЦЗ(В)


Ру́сская правосла́вная це́рковь заграни́цей под омофо́ром митрополи́та Вита́лия (Усти́нова), сокращённо РПЦЗ (В), официальное название Русская православная церковь заграни́цей; первоначально Русская православная церковь в изгна́нии[1], также упоминается как Мансонви́лльский раско́л[2][3]) — православное объединение русской традиции, отколовшееся от Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в результате острого конфликта ряда её клириков и мирян с руководством последней в 2000—2001 годах. Окончательно оформилась после непризнания идеологами РПЦЗ(В) избрания 24 октября 2001 года архиепископа Лавра (Шкурлы) новым первоиерархом РПЦЗ и единоличного совершения 3 ноября 2001 года епископом Варнавой (Прокофьевым) «в присутствии митрополита Виталия, но без его личного участия» хиротонии архимандрита Сергия (Киндякова) в сан епископа.

Формально возглавлялась ушедшим на покой первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым), который жил в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле (Канада), где также располагался административный центр РПЦЗ(В). Приходы РПЦЗ(В) располагались главным образом во Франции, США, Канаде, России, Украине и Молдавии.

РПЦЗ(В) всё время существования отличалась нестабильностью и постоянными внутренними конфликтами, приводившими к уходу из неё многих её деятелей. Так, в 2004 году данную юрисдикцию покинул один из её основателей Варнава (Прокофьев). В 2006 году в результате непримиримых противоречий от РПЦЗ(В) отделились ряд клириков и мирян, образовавших Российскую православную церковь, а в 2007—2008 годах оставшиеся приходы разделились на сторонников епископов Владимира (Целищева), с одной стороны, и протоиерея Вениамина Жукова и епископа Антония (Рудея), с другой. В 2008 году епископ Владимир (Целищев), сохранивший за собой Спасо-Преображенский скит в Мансонвилле, при поддержке епископа Анастасия (Суржика) рукоположил новых епископов, после чего возглавляемая им юрисдикция стала именоваться РПЦЗ(В-В). Сторонников Антония (Рудея) стали именовать РПЦЗ(М), ИПЦМ или РПЦЗ(В-А). В дальнейшем все три «ветви», на которые распалась РПЦЗ(В), также дробились.

Предпосылками для возникновения данного раскола стали прекращение контроля за церковной жизнью со стороны власти после распада СССР, а также изменения в жизни Русской православной церкви: массовое открытие новых приходов, появление информации о гонениях на верующих, канонизация ряда церковных деятелей, пострадавших от советской власти. Реакция на это была неоднозначной: одни деятели РПЦЗ всячески приветствовали подобные изменения, а другие по-прежнему критически воспринимали всё происходящее как в России, так и Русской православной церкви, настаивая на том, что там ничего не изменилось, и требовали от них покаяния в «сергианстве», экуменизме и прославления собора новомучеников и исповедников Российских.