Ракутю ракугаи


Ракутю ракугаи (яп. 洛中洛外図屏風); дословно — «внутри столицы, за пределами столицы»[1] — произведения японской живописи, представляющие собой панорамные виды Киото и его пригородов[2].

Большинство версий ракутю ракугаи создавались в формате пары шестистворчатых складных ширм. Ракутю ракугаи могут служить источником знаний об архитектуре и планировке Киото того времени, поскольку на них изображались важные для города места, памятники, события (сезонные фестивали и уличные развлечения). Также на этих работах можно найти изображения мужчин и женщин, принадлежащих к различным слоям общества, их костюмы и традиции, занятия, различные виды транспорта, которыми пользовались горожане[2]. Истоки ракутю ракугаи восходят к жанру ямато-э и формированию его основных принципов и направлений в периоды Хэйан и Камакура, в частности, это относится к его двум подвидам: мэйсё-э — картины, изображавшие определённые виды деятельности в различных известных местах страны, и цукинами-э — картины с событиями, происходящими в разные времена года (чаще всего — сезонные фестивали)[1]. Часто эти две тематики объединялись в одном произведении.

В период Муромати жанровые произведения мэйсё-э и цукинами-э смогли выжить несмотря на всеобщее увлечение китайской живописью[1]. Произведений японской живописи, датируемых этим периодом, в этих жанрах не сохранилось, но осталось множество складных вееров с рисунками на эти темы[1]. В 1503 году Тоса Мицунобу создал ширму с видами Киото (только ракутю — Киото изнутри), которую его современники высоко оценили за новизну предмета изображения[1]. Вскоре произошло и зарождение самого жанра ракутю ракугаи; первые ширмы датируются 1520-ми годами[1]. В последующие годы обрели широкую популярность и стали производиться в больших количествах. Данная тематика не была привилегией какой-либо отдельной школы живописи. Известны работы ракутю ракугаи мастеров школы Кано и Тоса[1]. Большинство создателей таких произведений были анонимами; японские историки и искусствоведы часто используют для них термин мати эси (яп. художник, изображающий город)[1]. Об уровне образования этих художников ничего не известно, но по их работам можно понять, что многие хорошо знали историю; они воссоздавали здания и постройки и изменения в них с невероятной точностью[1].

Эта тема достигла пика своей популярности в первой половине XVII века. Виды ракутю ракугаи заказывали у художников как жители самого Киото, так и гости города, желавшие увезти сувенир[1]. Часто подобные ширмы входили в приданое невесты[1]. Упадок жанра начался во второй половине XVII века. Это было связано с потерей статуса центра культурной и политической жизни самим городом Киото, который уступил это положение городу Эдо[1].


Ширма Сцены из Киото и его пригородов неизвестного автора XVII века, Метрополитен-музей.