Школа Кано


Школа Кано (яп. 狩野派 Кано:-ха) — японская художественная школа XVXIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Создана и развита представителями единого рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде японских властей: сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.

Школа Кано формировалась из художников, принадлежавших к роду Кано. В Период Адзути-Момояма эта школа достигает своего расцвета. Её художники создают картины на различнейшую тематику — пейзажи, изображения птиц и животных, бытовые сценки; они украшали рисунком двери раздвижных ширм. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото.

Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и существ (например, животных), выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана (например, облаков). Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря, тумана и т. д.

Школа была основана художником Кано Масанобу (1434—1530), современником Сэссю и учеником мастера Сюбуна. В 1463 году, в период Муромати, он был назначен придворным художником сёгуната. Масанобу принадлежал к школе китаистов, которые воспроизводили в своих работах идеалистические мотивы китайских картин империи Сун, однако постепенно он стал совмещать китайский стиль с японской декоративной техникой ямато-э. Сын художника, Кано Мотонобу (1476—1559), развил концепцию симбиоза китайских и японских художественных приемов и изобрёл новый тип настенных картин с золотым фоном. Он также создал фундамент школы Кано и руководил несколькими десятками учеников, среди которых были его сыновья и Юсэцу и Сёэй.

Развитие стиля Мотонобу продолжил его внук, Кано Эйтоку (1543—1590). Служа придворным художником у японских правителей Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси, он руководил росписью их резиденции в Адзути, Осаке, Момояме и Киото и создал новый, «момоямский», монументальный стиль настенной живописи. Стиль Эйтоку унаследовали его ученики Кано Санраку (1559—1635) и сын Кано Мицунобу (1565—1608), однако монументализм, великолепие, реализм картин предшественника лучше всего отразились в произведениях Кано Санраку. Санраку продолжал служить властям в японской столице и стал основателем «киотского» стиля школы Кано.