Жестовый интерфейс


Жестовый интерфейс — подмножество системы ввода для графического пользовательского интерфейса для устройств, оснащённых специальными либо устройствами ввода (отличными от клавиатуры), либо сенсорными экранами, и позволяющая эмулировать клавиатурные команды (либо сочетания клавиш) при помощи жестов (росчерков, англ. gesture). Основной мотивацией разработки таких интерфейсов является улучшение эргономичности управления, с отказом от привычного для компьютерных программ меню приложения.

Подобный интерфейс может быть реализован как при помощи устройств координатного ввода с возможностью считывания координаты одной точки касания (мышь либо графический планшет — см. «жесты мышью»), так и таких, в которых имеется возможность считывания координат более чем одной точки (т. н. мультикасание, multitouch) — сенсорные экраны и панели. Последние стали широко применяться в интерфейсах множества современных смартфонов с сенсорным экраном (напр. iPhone) и ноутбуков (как с тачпадом, так с сенсорным экраном[1]) и прочих мобильных устройств.

В случае устройств с большим размером экрана — например, планшетных ПК, росчерки-жесты являются стандартными функциями интерфейса управления и перьевого ввода. В случае карманных устройств (КПК, мобильных телефонов и т. п.), в отличие от классических графических интерфейсов пользователя, из-за малых физических размеров экрана для произведения росчерка требуется меньшая точность позиционирования, чем для доступа к традиционных элементов графического интерфейса — нажатия «кнопки» или выбора пункта меню.

Сам принцип жестового интерфейса не нов — данный интерфейс широко эксплуатировался в научно-фантастическом кинематографе — например, в сериале «Звёздный путь» и фильме «Особое мнение».

На практике первым жестом было перемещение объекта на компьютерах Macintosh фирмы Apple. В отличие от Windows и компьютеров Apple Lisa, комбинация нажатия, удержания и перемещения мыши вызывала другое действие, чем просто последовательность нажатия и перемещения. Позже появился второй жест — простое удержание кнопки неподвижной мыши через примерно полсекунды вызывало контекстное меню.

Затем способ нашёл применение в видеоиграх: в игре Myth жесты указывали бойцам куда двигаться, а в Arx Fatalis и Black & White вызывали колдовские чары.