Религия в Набережных Челнах


Основными религиозными конфессиями в городе Набережные Челны являются православное христианство, ислам (суннитский) и протестантское христианство.

Приходский храм Московского Патриархата Казанской епархии, освящённый в честь праздника Вознесения Господня, имеет статус архиерейского подворья. Трехпрестольная Вознесенская церковь начала строиться в 1872 году. В 1882 году был освящен левый придел во имя Великомученика Димитрия Солунского, в 1885 году — правый придел в честь Воздвижения Креста Господня, а в 1889 году — главный престол в честь Вознесения Господня[1]. Основную часть средств на постройку нового храма выделил Дмитрий Иванович Стахеев — представитель знаменитой елабужской купеческой династии, известный в конце XIX века писатель. В годы советской власти, когда церковь подвергалась гонениям, храм был разрушен, и служение в нём прекратилось. Точных сведений о том, когда это произошло, нет, предположительно служить в нём перестали в 1937 году. В 1989 году начались работы по восстановлению храма, а в ночь на Рождество, в 1990 году, после многолетнего перерыва, по просьбам прихожан состоялось первое богослужение.

В настоящее время на территории церкви находятся две лавки, в которых можно приобрести иконы, различную церковную утварь, интересную православную литературу, часовня для отпевания и два двухэтажных административных здания. В одном из них расположены: маленький крестильный храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской, в котором совершается крещение, православная библиотека, детская воскресная школа, а также находится школа катехизаторов.

Приходский храм Московского Патриархата Казанской епархии, является самой старой постройкой Набережных Челнов и включен в список исторических памятников города[2]. Храм является центром Закамского благочинного округа, на территории храма действует церковно-приходская школа[3].

Храм был возведён в 18541859 гг. на месте сгоревшей деревянной церкви на средства елабужского купца Ивана Ивановича Стахеева. Сооружение построено по образцовому проекту Константина Тона в византийском стиле — в царствование императора Николая I других проектов власти и не утверждали[3].

Начиная с 30-х годов XX века на протяжении нескольких десятилетий храм был закрыт, а в 19901992 гг. после передачи его Казанской епархии, была произведена его полая реконструкция, при этом по проекту Челнинского архитектора Маркиза Басырова вокруг него был создан своеобразный ансамбль, включающий ограду с воротами, часовни и павильоны[3]. Сегодня Храм является объектом культурного наследия республиканского значения.