Репин, Александр Константинович


Александр Константинович Ре́пин (30 августа [12 сентября1903, Брянск — 28 ноября 1976, Москва) — советский военачальник, главный инженер — заместитель командующего ВВС РККА, член Военного Совета ВВС, начальник Главного Управления инженерно-авиационной службы РККА и начальник НИИ ВВС (1942—1946), генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1943).

Родился 30 августа (12 сентября1903 года в Брянске в семье железнодорожного мастера. Рано лишившись родителей, окончил высшее начальное училище в Карачеве и поступил учеником телеграфиста на Брянский железнодорожный телеграф.

В ноябре 1917 года поступил переписчиком в железнодорожный отряд, в марте 1918 года влившийся в 1-й отдельный стрелковый батальон Красной армии в Карачеве. В его составе принимал участие в боевых действиях против войск генерала Н. Н. Юденича. В должности помкомвзвода участвовал в ликвидации банд в районах Белой Церкви, Умани, Винницы, Фастова.

В 1920 году окончил Карачевские артиллерийские курсы комсостава РККА. В марте 1921 года направлен на учебу в 5-ю Томскую Военно-инженерную школу и радиотехнический класс при томском радиодивизионе, после окончания которых служил на различных должностях в войсках связи: в начале 1923 года – начальником радиостанции в Якутске в отдельном радиодивизионе Сибирского военного округа, в 1925 году принимал участие в ликвидации банд в Якутской АССР, в 1929 году во время военного конфликта на КВЖД служил начальником радиомастерских в Хабаровске. В течение этого периода, в 1927 году, окончил Московские химические курсы усовершенствования комсостава РККА.

В марте 1930 года поступил на воздушно-технический факультет Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского и в 1934 году с отличием закончил учебу, после чего работал военным представителем на авиазаводах.

С мая 1937 по март 1938 года в должности советника по авиации – Главного инженера ВВС республиканской Испании принял участие в гражданской войне в Испании, в сложных условиях жесточайших и учащающихся бомбардировок противником крупных промышленных центров, в горных туннелях поблизости от г. Аликанте, организовал силами испанских механиков и инженеров ремонт и эксплуатацию советской авиационной техники (истребителей И-15 и И-16), а также производство И-16.