Реформация в Италии


Реформация в Италии, в отличие от многих других регионов Европы, где движение Реформации пустило пышные ростки, отличалась достаточно сдержанным развитием и вызвала мощнейшее противостоящее ей движение контрреформации, которой управляло мощное Папское государство.

В XVI веке политическая ситуация в Италии оставалась достаточно сложной: не так давно прошли Итальянские войны и испанские и французские армии покинули землю, страна оставалась раздробленной на враждующие государства, эпоха Возрождения подходила к концу и ренессансный гуманизм приходил в упадок (только Венеция сохраняла подъём)[1]. Тем не менее, в отличие от заальпийской Европы, протестантское движение не нашло поддержки ни в широких народных массах, ни среди государственных деятелей. Италия, находившаяся под сильным и долговременным влиянием папы, осталась преданной католицизму, а его негативные черты, в других странах выразившиеся в идеях Реформации, здесь получили реакцию в форме Контрреформации, значительно изменившей привычный облик католицизма. Бертран Рассел приводит одну из причин, почему данный процесс конкретно в Италии имел свою специфику:

Реформация и Контрреформация в равной степени представляют собой восстание менее цивилизованных народов против интеллектуального господства Италии. В случае Реформации восстание носило одновременно политический и теологический характер; отвергался авторитет папы, и дань, которую он получал благодаря своей папской власти, в его казну больше не поступала. В случае Контрреформации восстание было лишь против интеллектуальной и нравственной свободы Италии эпохи Возрождения; власть папы не уменьшалась, а увеличивалась, в то же время становилось очевидным, что его авторитет несовместим с беспечной распущенностью Борджа и Медичи. Грубо говоря, Реформация была германской, Контрреформация — испанской; религиозные войны одновременно были и войнами между Испанией и её врагами, совпадая по времени с периодом, когда испанское могущество было в расцвете[2].

Тем не менее, история Италии данного периода характеризуется рядом персоналий, оставивших след в истории Реформаторского движения.

Предпосылки к очищению католической веры назревали в Италии давно: ещё в XIV веке святая Екатерина Сиенская осмелилась написать: «Вы превратили 10 заповедей в одну — „Несите нам денег“. Рим — адская бездна, где заседает дьявол и распродаёт блага, которые Иисус заслужил Своими Страстями». Собственно предреформационное движение началось в последние десятилетия XV века, когда Джироламо Савонарола развернул во Флоренции свою деятельность. Для умонастроений разных слоев общества в первые десятилетия XVI века были характерны идеи морального очищения общества, религиозного обновления и реформы церкви. Этому способствовала и бедность простого народа (сохранявшего отчасти традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев), и недовольство политикой церкви в аристократических кругах, а также среди купцов и даже части клира.