Патрезе, Риккардо


Рикка́рдо Патре́зе (итал. Riccardo Patrese, 17 апреля 1954, Падуя, Венеция) — итальянский автогонщик, пилот Формулы-1 с 1977 по 1993. Был обладателем рекорда по числу проведённых гонок Формулы-1, до того как в мае 2008 Рубенс Баррикелло превзошёл его достижение. Пришёл на подиум в 37 Гран-при — больше, чем любой другой итальянский пилот Формулы-1, из них выиграл 6. Вице-чемпион мира Формулы-1 в 1992.

Риккардо Патрезе родился в Падуе, Венеция. Его дебют состоялся в 1977 году в команде Shadow на Гран-при Монако, когда команде потребовался новый пилот — у Ренцо Дзордзи возникли проблемы с финансированием. В конце сезона менеджер команды Джеки Оливер вместе с группой специалистов (в том числе и Патрезе) из-за разногласий с руководством покинул Shadow и основал собственную команду Arrows.

Начало выступлений в 1978 году оказалось удачным — Риккардо почти выиграл вторую гонку сезона Гран-при ЮАР, но за 15 кругов до финиша отказал двигатель. Однако затем бывший работодатель Оливера и Патрезе команда Shadow подала на них в суд, утверждая, что дизайн болида Arrows FA1 скопирован с их болида Shadow DN9. Попытки оправдаться тем, что оба болида проектировал один и тот же специалист, не были приняты во внимание, и суд принял решение о запрете использования FA1. Новый болид команде пришлось создавать в спешке — на его конструирование ушло всего 6 недель.

Позже в этом же году Патрезе был вовлечён в массовую аварию на старте Гран-при Италии. Одним из наиболее пострадавших гонщиков стал Ронни Петерсон. Травмы его не были опасными для жизни, однако ночью гонщик скончался от жировой эмболии. После аварии Джеймс Хант обвинил Патрезе в этой аварии, настроив против него также и многих гонщиков. Комментируя гонки Формулы-1 на телеканале BBC в течение 1980—1993 годов, Хант часто произносил обличительные речи в сторону итальянца в те моменты, когда он появлялся на экране. Хант утверждал, что именно Патрезе подтолкнул Макларен Ханта в сторону Лотуса Петерсона, что и стало началом массовой аварии. Патрезе в свою очередь всегда утверждал, что в момент столкновения Макларена и Лотуса уже существенно опережал их обоих. Также, в 1981 году итальянский суд после разбирательства признал и Патрезе, и стартера гонки не виновными в аварии, вследствие чего возник вопрос о том, не является ли сам Хант виновником гибели Петерсона.