Оливер, Джеки


Дже́ки О́ливер (англ. Keith Jack Oliver; 17 августа 1942, Редбридж, Лондон, Великобритания) — британский автогонщик, принимавший участие в Формуле-1, Can-Am и гонках на выносливость 24 часа Ле-Мана. В Формуле-1 принял участие в более чем полусотне Гран-при, дебютировав 6 августа 1967 года. Дважды финишировал третьим, заработав за карьеру 13 очков. Наиболее известен как сооснователь автогоночной команды Arrows.

Свою длинную карьеру в автоспорте Оливер начал в 1961, управляя Mini в гонках Британского автомобильного клуба. После этого Оливер перешёл в гонки GT на Lotus Elan, где показывал отличные результаты. Далее Джеки удалось пробиться в Формулу-3, где его, несмотря на высокую скорость, преследовали механические проблемы.

Тем не менее, в 1967 Оливер был повышен в классе, попав в Team Lotus Формулы-2. Дебютировал он на Гран-при Германии, где пришёл к финишу на 5-м месте в общем и первым в классе Формуле-2. В 1968 Колин Чепмен предложил ему место в команде Ф-1 после смерти Джима Кларка. Контракт же не предусматривал гонок в Формуле-2. Во время переговоров с несостоявшимся гонщиком Тони Радлином, который в то время был ответственным за Роджера Фрогли в Herts and Essex Aero Club, выяснилось, что дебют в Ф-1 может не состояться. Lotus, всё-таки предоставил машину и механиков, которые выступали в роли спортивных менеджеров, в то время как Радлин был менеджером команды. Lotus F2 была успешной, хотя и не совсем относилась к Team Lotus. В конце сезона команда была приглашена на 4 гонки аргентинской гоночной серии «Temporada». The Herts and Essex Team финишировала третьей. Сезон Формулы-1 обещал быть тяжёлым, поскольку Оливеру не всегда удавалось финишировать. Он лидировал на Гран-при Великобритании до тех пор, пока не отказал двигатель. В том сезоне Джеки удалось финишировать только дважды, причем лучшим был финиш на третьем месте на Гран-при Мексики.

Так как в 1969 году Lotus подписала контракт с Йохеном Риндтом, Оливер перешёл в BRM. Для него эти два года, что он провел в команде из Бурна, были очень тяжёлыми. Это уничтожило его карьеру. За это время ему удалось доехать до финиша лишь четырежды, набрав только три очка — одно за 6-е место в Гран-при Мексики 1969 года и два за 5-е место в Гран-при Австрии 1970 года. Однако, в 1970 году ему удалось лидировать в нескольких этапах серии ROC, оставив позади Стюарта и заняв высокое третье место на ГП Голландии и Великобритании. Низкий результат Гран-при Австрии боссу BRM Лу Стэнли не понравился, и он считал, что у Родригеса машина была быстрее, однако на Гран-при Италии Оливеру удавалось держаться в плотной группе лидеров, пока не отказал двигатель. Стенли описал Оливера как «хорошего гонщика, но не столь хорошего, как считает он сам». По результатам команды BRM было видно, что её время прошло. Пандиты и титульный спонсор BRM, Yardley, были удивлены тем, что Оливера уволили из команды. Джеки Стюарт оценил Оливера как хорошего гонщика Гран-при и Can-Am.