Риторический кружок


Риторический кружок, или «кружок (палата, камера) риторов (редерейкеров; риториков)»; риторическая камера[1] нидерл. rederijkkamer, или rederijkerskamer), — в средневековых Нидерландах общество, изначально духовное братство[1], объединявшее горожан для совместных упражнений в искусстве стихосложения и театральных представлений и в котором участники устраивали диспуты, празднества и соревнования.

Первые объединения — по примеру цеховых — возникли в XIV веке во Фландрии; к концу XV века их насчитывалось свыше трёхсот; расцвет кружков риториков относится к XVI веку[1][2].

Первоначально это были духовные братства среди городских жителей, и их литературная деятельность ограничивалась постановкой духовных драм. Мало-помалу они получили более светский характер и преследовали самостоятельные литературные цели, сохраняя, однако, преобладающий дидактический тон. Число их доходило до 300; почти каждый город имел одно или несколько таких обществ, носящих каждое какое-либо аллегорическое название.

На публичных турнирах XV века («ланд-ювелы»; голл. land-juwelen, буквально — сокровища страны) участники состязались в чтении стихов, ставили фарсы (так называемые «эсбатементы», голл. esbatements), мистерии, миракли, моралите (напр., в Антверпене в 1496 году)[2].

Сборники турнирных стихов и пьес: «Игры ума» (Гент, 1569) и «Увеселительный сад риторов» (Лейден, 1596)[2].

Реформационное движение внесло новое оживление в риторические камеры, ставшие почти без исключения на его сторону, а гонения послужили к ещё большему оживлению этой лирики[1]. Из-за антиклерикальной направленности их поэзии последовали репрессии со стороны церкви — вплоть до запрета обращаться к религиозной тематике в 1560 году и до введения цензуры для спектаклей. Многие общества распались или видоизменились, сохранив лишь поэтическое направление.[2]