Ритуальная чистота в иудаизме


Ритуáльная чистотá в иудаизме (ивр. טהרה‎, техора) — статус предметов или человека, необходимый для того, чтобы эти предметы или человек могли участвовать в храмовом богослужении и в исполнении некоторых других заповедей. Противоположное состояние называется тума (טומאה‎ — «нечистота»).

Законы ритуальной чистоты имели огромное значение в эпоху первого и второго храмов. Им посвящён отдельный раздел Мишны — «Техарот». Основными источниками, сообщавшими нечистоту, были: трупы человека и животных; лица, страдавшие определёнными заболеваниями; женщины во время менструации и после родов. Носители нечистоты могли передавать её другим людям, предметам, продуктам питания; от них нечистота могла передаваться дальше. Основным способом достижения чистоты было ритуальное омовение. Эти способы осквернения и очищения находят параллели в других религиях.

В современном талмудическом иудаизме институт ритуальной чистоты практически исчез, оставив следы только в ритуальном омовении женщин после окончания менструации и в воздержании коэнов от прикосновения к умершим, посещения кладбищ.

Понятие «тума» в Библии происходит от глагола טמא (тамэ) «оскверниться», «стать нечистым». Его значение гораздо шире понятия ритуальной нечистоты и различается в зависимости от контекста. Он употребляется в значении:

Таким образом, только из контекста можно определить, относится случай к законам о ритуальной нечистоте или понятие об осквернении употребляется фигурально. Поэтому институт ритуальной чистоты базируется не только на тексте Библии, но опирается на традицию и может допускать различные толкования. Так, Малбим относил к нему законы кашрута.