Рождественская марка


Рожде́ственские ма́рки — почтово-благотворительные и почтовые марки рождественской тематики, выпускаемые во многих странах мира в преддверии 25 декабря[1] и предназначенные для использования на праздничных почтовых отправлениях, например, рождественских открытках. Являются регулярными почтовыми марками, в отличие от рождественских виньеток, или марок-наклеек, и действительны для оплаты почтового сбора в течение всего года. Обычно поступают в продажу в начале октября — начале декабря и печатаются значительным тиражом.

До сих пор продолжаются дискуссии о том, какая именно марка была первой рождественской. Канадская марка 1898 года с изображением карты имеет надпись англ. «XMAS 1898» («РОЖДЕСТВО 1898»), но она была выпущена 7 декабря по случаю введения имперского почтового тарифа в 1 пенни[2][3]. 25 декабря того же года. С этой маркой связана следующая история: генеральный почтмейстер Канады Уильям Малок[англ.] предлагал выпустить марку 9 ноября «на день рождения принца» (подразумевая принца Уэльского), но когда королева Виктория[4] с неудовольствием спросила: «Какого принца?», Малок почувствовал опасность и ответил: «Принца мира[5], ваше величество»[6].

С 1912 года, сначала в Швейцарии, стали выпускаться почтово-благотворительные марки с надбавкой в связи с рождественскими праздниками. Первые швейцарские марки были без номинала и с надписью «Pro Juventute[англ.]» («В пользу детей»). В 1913 году в этой стране вышла в свет ещё одна рождественская марка номиналом в 5 сантимов и с такой же наценкой. В дальнейшем рождественские марки стали издаваться ежегодно сериями по 2—4 штуки. Подобные полупочтовые марки появились также в Нидерландах и некоторых других странах.

В 1937 году в Австрии вышли две «рождественские поздравительные марки» с изображениями розы и знаков Зодиака. В 1939 году в Бразилии были напечатаны полупочтовые марки, на которых были изображены три волхва и звезда, ангел и ребёнок, Южный Крест и ребёнок, мать и дитя. В 1941 году в Венгрии также появились полупочтовые марки; часть доходов, вырученных от их продажи, должна была пойти на праздничные рождественские мероприятия для солдат. Собственно сцена Рождества Христова впервые была запечатлена на венгерской почтовой марке 1943 года. Все названные выпуски марок были единичными и скорее коммеморативными, чем регулярными.

Рождественские марки затем не появлялись до 1951 года, когда на Кубе напечатали марки с пуансеттиями и колокольчиками, вслед за которыми были выпущены рождественские марки Гаити (1954), Люксембурга и Испании (1955), Австралии, Кореи и Лихтенштейна (1957). В Австралии выпуск марок, посвящённых Рождеству, стал ежегодной традицией; в 1960-е годы многие государства последовали примеру этой страны.

В 1975 году рождественские марки США вышли безноминальными, поскольку их печатали летом и чиновники почтового управления США не смогли заранее предсказать, какими будут к Рождеству почтовые тарифы[8][≡].