Розенкранц и Гильденстерн мертвы


«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (также «Розенкранц и Гильденштерн мертвы») — абсурдистская трагикомедия, пьеса Тома Стоппарда, впервые поставленная на Эдинбургском фестивале в 1966 году.

Пьеса рассказывает о событиях, описанных в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», с точки зрения двух второстепенных персонажей — придворных Розенкранца и Гильденстерна. События происходят главным образом параллельно действию пьесы Шекспира с краткими появлениями главных героев «Гамлета», которые разыгрывают фрагменты сцен оригинала. Между этими эпизодами главные герои обсуждают ход событий, не имея о нем непосредственных знаний.

На русский язык пьесу перевёл в конце 1960-х годов Иосиф Бродский, который ничего не знал о её авторе. Рукопись перевода сохранилась в архивах журнала «Иностранная литература» и была опубликована в 1990 году.

Название дословно взято из финальной сцены пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет». В предшествующих сценах принц Гамлет, сосланный в Англию своим дядей — коварным королём Дании Клавдием (убившим своего брата — отца Гамлета, чтобы завладеть троном), узнаёт о содержании письма, которое король передал сопровождающим принца давним, но ненадёжным друзьям Розенкранцу и Гильденстерну. К концу пьесы Шекспира принц Гамлет, его возлюбленная Офелия, её брат Лаэрт и их отец Полоний, а также король Клавдий и королева Гертруда, мать Гамлета, погибают. Прибывающий из Англии посол скупо сообщает: «Розенкранц и Гильденстерн мёртвы». Из главных действующих лиц трагедии в живых остаётся только Горациo.

Пьеса открывается сценой, в которой Розенкранц и Гильденстерн подбрасывают монетку, делая ставки на то, какой стороной она упадёт. Розенкранц, всё время ставящий на «орла», побеждает 92 раза подряд. Поскольку согласно теории вероятностей возможность подобного исхода крайне мала, Гильденстерн вносит предположение о том, что они находятся во власти «не-, противо- или сверхъестественных сил» (см. также Ошибка игрока). Далее читатель узнаёт, почему персонажи находятся там, где находятся: за ними послал король. Гильденстерн выдвигает теорию относительно природы реальности, строя своё рассуждение на том, что чем больше людей наблюдают некое событие, тем более «реальным» оно становится.