Рокский тоннель


Ро́кский тонне́ль (осет. Ручъы тъунел; груз. როკის გვირაბი) — автодорожный тоннель через Главный Кавказский хребет на Рокском перевале под горой Сохс между Северной Осетией и частично признанной Южной Осетией, расположен на 93-м километре Транскавказской магистрали.

Протяжённость тоннеля составляет 3730 метров, протяжённость технической штольни — 3805 метров[1], ширина проезжей части — 7,5 метров, высота — 4,75 метра[2]. На момент сдачи в эксплуатацию Рокский тоннель был самым протяжённым автомобильным тоннелем в СССР[3]. Он расположен на высоте более 2 км над уровнем моря (северный портал — 2040 м над уровнем моря, южный — 2112 метра над уровнем моря).

Рокский тоннель должен был значительно уменьшить сроки передвижения, разгрузить автопути и железные дороги СССР вдоль побережья Чёрного и Каспийского морей, а также расширить пассажирские перевозки на Кавказе[4]. Сегодня через Рокский тоннель проходит Транскам — одна из важнейших автомобильных трасс юга России, единственная круглогодичная дорога, связывающая напрямую Россию и Южную Осетию, а до событий 2008 года — также самый короткий путь из европейской части России в Закавказье, Турцию и Иран. Трасса начинается в Алагире, идёт через Рокский тоннель к южноосетинскому Цхинвалу, а затем — до грузинского Гори.

Строительство тоннеля было начато в 1970-х годах. В журнале «Плановое хозяйство» за 1976 год приводятся решения XXV съезда КПСС, согласно которым «в 1976—1980 гг. намечено выполнить большие работы по строительству горных тоннелей на железных и автомобильных дорогах», среди которых и «Рокский автодорожный тоннель». Рокский тоннель строился одновременно со строительством всей Транскавказской автомагистрали.

План строительства перевальной дороги и тоннеля разрабатывал Н. В. Нагаевский, главный инженер проекта «Перевальная автомобильная дорога через Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу». За основу он взял проект Рутена Гаглоева. По проекту Р. Гаглоева протяжённость тоннеля составляла 5,5 км, и этот проект, по отзывам экспертов, был более удачен, поскольку штольня Рокского тоннеля первоначально была заложена у селения Рук, где ему не угрожали лавины, — это гораздо ниже, чем сейчас располагается южный портал тоннеля[3]. Однако по экономическим соображениям Нагаевскому пришлось сократить длину тоннеля и сделать проект менее дорогостоящим. В результате сметная стоимость строительства дороги с Рокским тоннелем составила 95 млн рублей[5].


Рокский тоннель (Южная Осетия)
Точка
Въезд в Рокский тоннель со стороны Южной Осетии