Транскавказская автомагистраль


Транскавка́зская автомагистра́ль (Транска́м; ТрансКАМ; ТКМ) — одна из федеральных автомобильных дорог, связывающих Россию с Закавказьем, а именно с территорией бывшей Юго-Осетинской автономной области[1]. Начинается от города Алагира, идёт по Алагирскому ущелью берегом реки Ардон, затем вдоль рек Нардон и Закка. Далее, пройдя через Рокский тоннель под Главным Кавказским хребтом в районе Рокского перевала, трасса выходит в Южную Осетию, спускаясь по берегам рек Рокдон, Эрманидон и Большая Лиахви к столице частично признанной Республики Южная Осетия городу Цхинвалу и затем уходит на контролируемую Грузией территорию к городу Гори. Иногда в состав Транскама включают участок Военно-Осетинской дороги от Владикавказа до Алагира.

Российская часть Транскама официально называется А164. До 2018 года именовалась Р297. Ранее номер А164 носила автодорога Култук — Монды в республике Бурятия (теперь А333). Общая протяжённость Транскама 164 км (российская часть трассы (от Алагира до границы с Южной Осетией) имеет протяжённость около 97 км, от южного портала Рокского тоннеля до Цхинвала порядка 43 км, от Цхинвала до Гори 32 км.

Большая часть Транскама проходит по высокогорью. Дорога считается круглогодичной, однако в период с ноября по май движение транспорта по магистрали ограничено в связи с регулярными сходами лавин, селевых потоков, камнепадов.

На российской территории (Алагирский район Северной Осетии) дорогу обслуживает федеральное казённое учреждение «Управление ордена Знак Почёта Северо-Кавказских автомобильных дорог федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Северный Кавказ»)[2]. На территории Южной Осетии (Дзауский и Цхинвальский районы) дорога обслуживается южно-осетинскими дорожными службами.

Транскам — единственная круглогодичная дорога, соединяющая Северную Осетию с Южной Осетией, а также самый короткий путь из европейской части России в Закавказье, Турцию и Иран. По Транскаму до 2003 года также осуществлялось грузовое сообщение с Арменией и другими странами Закавказья, транзит грузов был закрыт в июне 2004 года, одновременно с закрытием Эргнетского рынка. После войны 2008 года грузино-южноосетинская граница была закрыта полностью.

Автомагистраль «Кавказ» и автодорога Алагир (от «Кавказа») — Нижний Зарамаг являются участками международного транспортного коридора «Южные Ворота»[3].