Эргнетский рынок


Эргнетский рынок (груз. ერგნეთის ბაზრობა) — стихийный рынок, действовавший с 1993 по 2004 годы на подконтрольной Грузии территории села Эргнети Горийского муниципалитета. Рынок располагался на территории, прилегающей к участку Цхинвали-Гори Транскавказской магистрали вблизи границы Южной Осетии, непосредственно граничил с городской чертой Цхинвали.

Стихийная приграничная торговля в Эргнети началась в 1993 году почти сразу после подписания Дагомысских соглашений, прекративших острую фазу грузино-южноосетинского конфликта и ввода миротворческих сил в нейтральную зону между Цхинвали и грузинскими деревнями Горийского муниципалитета. Общий кризис постсоветских экономик привёл к обнищанию населения с обеих сторон конфликта и сделал очень прибыльными контрабандные сделки с продовольствием, энергоносителями и табаком. Основным местом сделок и мелкооптовой торговли стал участок автотрассы вблизи села Эргнети[1]. Товары попадали на рынок из России по Транскавказской магистрали, минуя грузинскую таможню, из-за правовой коллизии: установить таможенный пункт сразу на границе с Россией не позволяли власти самопровозглашённой Южной Осетии, а устанавливать таможенный пункт на фактической линии разграничения на окраине Цхинвали отказывалась уже грузинская сторона чтобы не признавать такой установкой де-факто существующую границу[2].

Рынок служил основным местом оптовой торговли контрабандными пищевыми и хозяйственными товарами[3], ввозившимися через Южную Осетию из России. Объём контрабанды бензина и горюче-смазочных материалов достигал 5 тысяч тонн в месяц[4][5]. Непосредственно на рынке было занято примерно 2—3 тысячи человек, плюс сопоставимое количество людей получали доходы, косвенно связанные с работой рынка[6]. Полный оборот Эргнетского рынка превышал 100 миллионов долларов в год[7], по другим данным он мог доходить до 200 миллионов долларов в год, из которых около 130 миллионов долларов приходились на сделки с пшеничной мукой, большинство из которых лишь заключались на рынке, а физически товар сразу отправлялся по назначению, минуя рынок[8][9]. Транзит и торговля служили важными источниками доходов бюджета и населения Южной Осетии. В 2003 году доходы бюджета составляли 4 452 тысяч долларов, из них 2 728 тысяч долларов, то есть около 62 % формировались за счёт поступлений, прямо или косвенно связанных с транзитом грузов через республику[10].