Романов, Борис Георгиевич


Бори́с Гео́ргиевич Рома́нов (10 (22) марта 1891, Санкт-Петербург — 30 января 1957, Нью-Йорк) — русский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Один из создателей и руководителей Русского романтического театра (1922—1926). Работал в разных балетных труппах. Осуществлял постановки в театрах Буэнос-Айреса, Парижа, Милана, Рима. В 1938—1942 и 1945—1950 годах — главный балетмейстер Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Как хореограф оказал воздействие на становление национальных балетов Аргентины и США.

В 1909 году окончил Петербургское Императорское театральное училище по классу М. К. Обухова. По отзывам критиков, на выпускном спектакле показал себя превосходным танцовщиком и виртуозом[3]. Поступив в Мариинский театр, один год прослужил в кордебалете, после чего преимущественно исполнял хара́ктерные и гротесковые партии в старых и новых балетах: Шут в «Щелкунчике» Чайковского), Король шутов в «Павильоне Армиды» Черепнина, Пьеро в «Карнавале» и «Бабочках» на музыку Шумана; Странствующий актёр в «Испытании Дамиса» и Сатир во «Временах года» на музыку Глазунова; Лучник в «Половецких плясках» Бородина; Негр в «Дочери фараона» и «Царе Кандавле» Пуньи, в «Эвнике» Щербачёва и «Исламее» на музыку Балакирева и прочих[3][4]. В. М. Красовская цитировала рецензию А. Л. Волынского 1911 года на «Щелкунчика»: «В танце буффонов Романов показывает чудеса замечательной техники, которых без огня и таланта не проделать никому. Театр единодушно аплодирует молодому артисту <…> за технику дерзкого прыжка и игру сверкающим обручем, который мнется в его руках, как лента, и не мешает ничему»[3].

При этом с первых же дней в Мариинском театре Романова влекла деятельность балетмейстера, когда лучшими образцами для него в то время были постановки М. М. Фокина. По мнению Красовской, влияние Фокина на хореографию Романова ощущалось с первой же его постановки, когда в феврале 1911 года была представлена одноактная мимодрама «Рука» в Литейном театре[5]. Там же, в театре «малых форм», где Романов исполнял обязанности заведующего хореографической частью, в других театрах и на площадках вне академической сцены (например, в «Бродячей собаке», затем в её преемнике «Привале комедиантов») последовали его многочисленные одноактные балеты, пантомимы, фантазии, танцевальные сценки и интермедии[5]. В 1913 году Романов сблизился с акмеистом М. А. Кузминым и поставил на сцене Литейного театра несколько балетных миниатюр на либретто и музыку поэта[6].

С 1914 по 1920 год как балетмейстер Мариинского театра ставил танцы во многих операх, миниатюры, одноактные балеты[4], лучший из которых «Андалузиана» на музыку Бизе (1915). Одновременно осуществлял постановки в других театрах Петрограда.