Карнавал (балет Фокина)


Карнавал — одноактный балет-пантомима на музыку одноимённого фортепьянного цикла Р. Шумана, впервые поставленный 20 февраля 1910 года М. М. Фокиным по собственному сценарию для благотворительного концерта в Петербурге в зале А. И. Павловой. В том же году балет был приобретён Дягилевым для «Русских сезонов» и был показан 20 мая 1910 года в Берлине, 4 июня 1910 в Париже. Затем балет перенесён на сцену Мариинского театра (2 февраля 1911). Спектакль неоднократно возобновлялся на европейской сцене, в СССР и в современной России. Оркестровка музыки Шумана была выполнена множеством композиторов, сотрудничавших с петербургским балетом: А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, Н. А. Римским-Корсаковым, Н. Н. Черепниным и другими. Художественное оформление спектакля выполнил Леон Бакст, сценография Бакста была значимым явлением в этом виде искусства.

В посвящении цикла польскому музыканту К. Липиньскому был подзаголовок: «Маленькие сцены, написанные на четыре ноты». Композитор, используя буквенную нотацию, зашифровал в пьесах название чешского города Аш (Asch). В этом городе жила Эрнестина фон Фрикен, к которой Р. Шуман испытывал особые чувства.

Пьесы «Карнавала» связаны с интимными переживаниями. Некоторые пьесы напрямую посвящаются близким Шуману людьми: Киарина — будущая жена Р. Шумана Клара Вик, Эстрелла — Эрнестина фон Фрикен, сам автор представляет себя в двух образах: мечтательного Эвсебия и страстного Флорестана,

Создавая цикл, автор не придерживался определённой программы и составил её уже после завершения:
1. Préambule. Вступление.
2. Pierrot. Пьеро.
3. Arlequin. Арлекин.
4. Valse noble. Благородный вальс.
5. Eusebius. Евсебий.
6. Florestan. Флорестан.
7. Coquette. Кокетка.
8. Réplique. Реплика. Sphinxes. Сфинксы.
9. Papillons. Бабочки.
10. A. S. C. H. — S. C. H. A. Танцующие буквы.
11. Chiarina. Киарина.
12. Chopin. Шопен.
13. Estrella. Эстрелла.
14. Reconnaissance. Узнавание.
15. Pantalon et Colombine. Панталон и Коломбина.
16. Valse allemande. Немецкий вальс.
17. Paganini. Паганини (Intermezzo).
18. Aveu. Признание.
19. Promenade. Прогулка.
20. Pause. Пауза.
21. Marche des «Davidsbündler» contre les Philistins. Марш членов союза Давида против филистимлян

«Davidsbund» вымышленный Р. Шуманом союз единомышленников. Композитор с 1834 года издавал «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift fur Musik»), в котором он и его единомышленники отстаивали новые взгляды на музыку. В этом журнале Р. Шуман писал от имени «давидсбюндлеров» Эвсебия и Флорестана, а также мудрого майстера Раро, который примирял их. Паганини и Шопена, он также причислял в этому братству, в силу соответствия эстетических принципов.