Рубинштейновский конкурс


Рубинштейновский конкурс — международный конкурс пианистов и композиторов, учреждённый Антоном Рубинштейном и проводившийся каждые пять лет с 1890 г. (состоялись пять конкурсов, шестой в 1915 г. был запланирован, но отменён из-за Первой мировой войны).

В 18851886 гг. Рубинштейн предпринял масштабные европейские гастроли, получившие название «исторических концертов», поскольку программа должна была, по замыслу музыканта, представлять в общих чертах историю классического пианизма. Гонорар Рубинштейна составил значительную сумму, из которой 25 000 рублей Рубинштейн внёс как уставной капитал музыкального конкурса: на проценты с этого капитала должны были вручаться премии победителям. В 1889 г., к 60-летию Рубинштейна, проект конкурса был утверждён рескриптом императора Александра III. По положению к участию в конкурсе допускались музыканты-мужчины в возрасте от 20 до 26 лет, первая премия в обеих номинациях составляла 5000 франков. Конкурс должен был проводиться поочерёдно в Санкт-Петербурге, Берлине, Вене и Париже. В композиторской номинации необходимо было представить одночастный концерт для фортепиано с оркестром, сонату (для фортепиано соло или для струнного инструмента и фортепиано) и короткую фортепианную пьесу: обязательная программа для пианистов включала один из концертов самого Рубинштейна, прелюдию и фугу Баха, пьесу Моцарта или Гайдна, одну из сонат Бетховена, а также короткие пьесы Шопена, Шумана и Листа[1].

Прошёл 15 (27)17 (29) августа 1890 г. в Санкт-Петербурге. Жюри возглавил сам Рубинштейн как директор Санкт-Петербургской консерватории; в состав жюри вошли также директор Московской консерватории Василий Сафонов, директора Киевского и Харьковского музыкальных училищ Владимир Пухальский и Илья Слатин, крупнейшие российские музыкальные педагоги Леопольд Ауэр, Юлий Иогансен, Карл Фан-Арк, Рудольф Кюндингер; в жюри присутствовали также несколько иностранных членов, в том числе директор консерватории Пибоди (США) Асгер Хамерик и директор Амстердамской консерватории Франс Кунен. Конкурсантов было меньше, чем членов жюри: всего семь — шестеро в исполнительской номинации и двое в композиторской, причём Ферруччо Бузони соревновался в обеих. В итоге композиторская премия была присуждена Бузони, а пианистическая — Николаю Дубасову (из других участников конкурса некоторую известность завоевал только Давид Шор). Как указывает в своём обзоре Г. М. Коган, пресса оценила это решение как несправедливое, отметив, что Бузони превосходил других конкурсантов именно как исполнитель, в то время как его оригинальные сочинения (равно как и сочинения его единственного соперника, неаполитанского музыканта Наполеоне Чези, сына Беньямино Чези) награды не заслуживали[2]; впрочем, С. М. Майкапар высказывал противоположное мнение, отмечая, что Бузони «в отношении теплоты и поэтичности исполнения в лице Дубасова имел тогда более сильного конкурента»[3].