Русская униатская церковь


Русская униатская церковь (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква, белор. Руская Уніяцкая Царква), также Митрополия (Верховная архиепископия) Киевская, Галицкая и всея Руси — поместная католическая церковь греческого обряда, образованная в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596). В богослужении использовался церковнославянский и западнорусский письменный язык.

Её прямыми преемниками в настоящее время являются: Украинская и Белорусская грекокатолические церкви, а также косвенно Российская грекокатолическая церковь, образованная в новейшее время и не восходящая непосредственно к Брестской унии (1596). Русинская грекокатолическая церковь восходит не к Брестской, а к Ужгородской унии (1648), наряду с Венгерской и Словацкой церквями.

В 988 году князь Владимир Святославич ввёл христианство в его греческом обряде как государственную религию Руси. В 1054 году произошел Великий раскол восточной и западной христианских церквей. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и была частью Константинопольского патриархата.

Киевский митрополит Исидор был одним из подписавших Флорентийскую унию в июле 1439 года. В Великом княжестве Московском отказались признать Флорентийскую унию и отделились от Киевской митрополии, избрав в 1448 году своего митрополита и образовав отдельную митрополию с центром в Москве.

12 декабря 1452 года в соборе Святой Софии, в присутствии императора, епископата и мирян Исидор провозгласил о союзе Римско-католической и Православной церквей.

В 1458 году, патриархом Константинопольским вступившим в унию, в сан митрополита Киевского Галицкого и всея Руси был посвящён Григорий Болгарин. Границы Киевской митрополии изменились, в её составе оставалось 9 епархий. До 1467 года уния не отвергалась[1], но затем митрополит Григорий вступил в общение с восстановленным после падения Константинополя в 1453 году, Константинопольским Патриархом, находившимся теперь на территории Османской империи. Несмотря на это, отношение к унии в целом оставалось нейтральным. Политика Речи Посполитой была преимущественно антиосманской. В 1588 году патриарх Константинопольский Иеремия II, проезжая через Речь Посполитую устроил чистку в высшем руководстве Киевской митрополии, а затем прибыв в Москву в 1589 году, повысил статус Московской митрополии до Патриаршества, что усиливало притязания Москвы на православные территории Речи Посполитой.