Традиционные верования саамов


Традиционные верования саамов — народа Северной Европы, живущего в Норвегии, России, Финляндии и Швеции, — представляли собой прежде всего промысловый культ: почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням-сейдам[1]. Мифология является частью общей финно-угорской мифологии.[источник не указан 1667 дней]

Религии современных саамов — лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие.

В традиционных религиозных верованиях саамов наблюдается много общего с верованиями североазиатских народов (хантов, мансов, нивхов, ульчей, нанайцев, эвенков, юкагиров, отчасти якутов), традиционный общественный и хозяйственный уклад которых в большей или меньшей степени близок к саамскому. Одно из немногих существенных отличий заключается в наличии у саамов культа предков, в том время как у народов Сибири такой культ в своём большинстве отсутствовал[1].

В то же время в традиционных религиозных верованиях саамов чувствуются заимствования от народов, с которыми они имели совершенно различный уклад жизни, однако жили рядом[1] — от норвежцев, русских, финнов и шведов.

Промысловый культ у саамов являлся преобладающим. Основными промыслами саамов были оленеводство, рыболовство и охота — и каждый из этих промыслов имел своих духов-хозяев[1].

Оленья хозяйка (Луот-хозик) и, в меньшей степени, Олений хозяин (Луот-хозин) были покровителями оленеводства («хозик» и «хозин» — слова русского происхождения). В представлениях саамов Луот-хозик жила в тундре, была похожа на человека, имела человеческое лицо и ходила на ногах, однако была вся, подобно северному оленю, покрыта шерстью. Саамы верили, что летом, когда олени были на вольном выпасе в тундре, Оленья хозяйка их охраняла. В жертву Оленьей хозяйке полагалось приносить кости заколотых северных оленей[1].