Салле, Мари


Мари́ Салле́ (Marie Sallé; 17071756) — французская артистка балета и балетмейстер XVIII столетия, ученица знаменитой танцовщицы Франсуазы Прево. Также брала уроки в Парижской Опере у Мишеля Блонди и у Клода Баллона.

Дочь акробата, племянница знаменитого арлекина Франциска Муайена[5], Мари принадлежала к известной артистической семье Муайен (фр. Famille Moylin) и с 11 лет выступала в ярмарочных театрах Парижа (в комических операх, пантомимах, дивертисментах), где была замечена знаменитой исполнительницей Франсуазой Прево. Под её руководством Мария Салле становится одной из ведущих танцовщиц Королевской Парижской оперы. Дебют состоялся в 1721 году в «Венецианских празднествах» Кампра.

В 17251727 гг. Мария была приглашена выступать в Лондоне (театр «Линкольнс Инн Филдз»). В Англии Салле имела огромный успех в так называемых «пантомимах Джона Рича» (артисты балета показывали весёлую пантомиму в стиле комедии дель арте, а также разыгрывали сюжеты, почерпнутые из античной мифологии).

Салле ещё несколько раз приезжала на работу по контракту в Лондон, где уже не просто танцевала в качестве примы, но и самостоятельно ставила балеты. Так, в 1734 году Салле поставила балет-пантомиму «Пигмалион», балет «Вакх и Ариадна».

В Лондоне Салле активно сотрудничает с самим Генделем. Для его опер «Орест», «Альцина», «Ариодант» Салле ставит все танцы. Ко второй редакции оперы «Верный пастух» («Il Pastor fido», первая версия — 1712) композитор добавил пролог, написанный специально «под» Салле — «Терпсихора».

Несмотря на признание за рубежом, Салле много выступает и на родине — в Королевской Парижской опере. Так, ей принадлежат ведущие партии в операх-балетах — «Галантная Европа» композитора Кампра, «Галантные Индии» Рамо, «Балет чувств». Много выступает она и в операх Ж. Б. Люлли, как и все французские оперы XVII—XVIII вв. включавших в себя балетные номера. Среди партнеров Антуан Бандьери де Лаваль.