Самарканд (пароход, 1866)


«Самарканд» — колёсный вооружённый пароход с металлическим корпусом, входил в состав Аральской флотилии Российской империи. Использовался для грузо-пассажирских перевозок и охраны воинских коммуникаций на Сырдарье[2].

Колёсный пароход c железным корпусом водоизмещением 154 тонны. Длина парохода составляла 45,72 метра, ширина — 6,71 метра, осадка — 0,61 метра. На судне была установлена паровая машина мощностью 70 номинальных лошадиных сил, в качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса[2]. Построенный специально для хода против верхнего течения Сырдарьи, пароход в отличие от ранее построенных судов полностью оправдал своё назначение. Считался лучшим и наиболее удачным пароходом, построенным для Аральской флотилии, несмотря на то, что из-за лёгкого железного корпуса и довольно слабого крепления был мало пригоден для морских плаваний[1].

По одним данным вооружение парохода состояло из 4-фунтовой (92-мм) нарезной пушки, двух 6-фунтовых (76,2-мм) карронад и двух 10-фунтовых (122-мм) медных бескаморных единорогов, установленных на американских станках[2], по другим данным 4-фунтовых нарезных пушек было две. Экипаж судна состоял из 52-х человек[3].

По требованию А. И. Бутакова, под контролем которого проектировался пароход, на «Самарканде» был установлен носовой руль, благодаря которому была улучшена манёвренность парохода[4].

В 1863 году стало очевидно, что имеющиеся в составе Аральской флотилии пароходы не удовлетворяют условиям судоходства на Сырдарье в силу глубокой осадки и слабости машин. Поэтому в Бельгии был заказан пароход «Самарканд» с более мощной паровой машиной и меньшей осадкой, чем у ранее построенных судов. К концу июля 1866 года корпус судна был доставлен в Санкт-Петербург, откуда в августе того же года был отправлен в Самару. Первое плавание по Сырдарье пароход совершил в 1869 году[1].

В навигацию 1873 года «Самарканд» оказался в мелкой луже, поскольку за ночь русло реки сместилось. Пароход был спасен сотником Кулбай-беком, который вместе с казахами из своего аула построил плотину и прорыл канал, по которому удалось вывести пароход на «большую воду»[1]. Также 28 апреля (10 мая1873 года принимал участие в действиях против хивинской крепости Ак-Кала[5].