Самокрещенцы


Самокреще́нцы (также бабушкин толк, бабушкино согласие, бабушкины, самокресты) — старообрядческое течение беспоповцев, отличающееся от остальных старообрядцев в основном тем, что его сторонники крестили сами себя (без привлечения священников, которых не признавали) через троекратное погружение в воду и чтение Символа веры. В последующем от этого направления ответвились группы рябиновцев, дырников и средников. Течение самокрещенцев является ответвлением нетовщины, которая в свою очередь, является одним из направлений беспоповства.

Происхождение данного течения относится к концу XVIII века и основано, по данным словаря Брокгауза и Ефрона, ссылающегося на некоего Ф. Лопатинского, крестьянином Романом Даниловцом.

Как беспоповское направление старообрядчества, нетовцы (а с ними и самокрещенцы, как их подтечение) считали, что в связи с реформами патриарха Никона церковных таинств более не существует, поскольку их больше некому отправлять. Однако от таинства крещения они отказаться не могли, поскольку потерялся бы весь смысл христианства, во многом завязанный на этом обряде, а с ним и право именоваться христианами. В связи с этим нетовцами было принято решение, что за совершением этого таинства можно обращаться к духовенству православной церкви. Однако такое решение данного вопроса о способе совершения крещения дало повод к выделению толка самокрещенцев, которые придерживались старообрядческого учения о наступлении царства антихриста во всей строгости.

Другим поводом к отделению самокрещенцев от основного течения беспоповства стало неприятие ими института религиозных наставников (заменяющих у беспоповцев священников), управляющих богослужением и паствой и принимающих исповедь. Не желая принимать крещения от наставников, самокрещенцы начали крестить себя сами, за что и получили своё название от остальных беспоповцев, которые, в свою очередь, упрекали членов нового течения в том, что они прервали беспрерывную линию крещения от предков, прекратив тем самым на некоторое время само христианство.

Согласно этимологическому словарю русского языка Максимилиана Романовича Фасмера самокрещение производилось дождевой водой, которую самокрещенцы собирали в сосудах из молодых веток.

Со временем сторонники данного течения прекратили совершать обряд самокрещения и ввели обычай крестить младенцев так, как это делают повивальные бабки при вынужденном отсутствии священника, то есть, прочитав Символ веры, три раза погрузить младенца в воду, что дало повод присвоить им другое название — бабушкин толк, бабушкино согласие или просто бабушкины.