Сандлер, Григорий Моисеевич


Григорий Моисеевич Са́ндлер (в документах Гиля Моисеевич[2][3]; 21 августа 1912, Островно, Витебская губерния — 1 января 1994, Санкт-Петербург) — советский хормейстер, музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959).

С 1928 года жил в Москве, работал на заводе «Каучук», учился в музыкальном училище и Московской консерватории у П. Г. Чеснокова, В. П. Мухина, А. В. Александрова, Н. М. Данилина. В годы Великой Отечественной войны на фронте, капельмейстер музыкального взвода Управления дивизии; воевал на Пулковских высотах, участвовал в прорыве и снятии Ленинградской блокады, дважды тяжело ранен[4]. Награждён орденом Красной Звезды (1945), медалями. Два брата Григория Сандлера погибли на фронте, отец — в еврейском гетто Витебска[5].

После демобилизации завершил учёбу в Ленинградской консерватории в классе Г. Дмитревского, одновременно руководил хором курсантов Военно-морской медицинской академии. В 1949 году создал хор Ленинградского университета, которым руководил до конца жизни. В 1954 году стал художественным руководителем Хора ленинградского телевидения и радио, руководил им до 1987 года. Этим хором были записаны более 20 грампластинок русской и мировой музыки а капелла, в том числе «12 хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева, «10 поэм» Д. Шостаковича, «Петербургские серенады» А. Даргомыжского, «Казнь Пугачёва», «Строфы Евгения Онегина» и другие произведения Р. Щедрина, хоры Г. Свиридова, В. Калинникова, А. Аренского, П. Чеснокова, М. Коваля, Б. Кравченко, В. Салманова, Ю. Фалика, французских, немецких композиторов, русские народные песни, песни народов мира.

Среди учеников, продолживших дело Г. М. Сандлера, можно выделить талантливого хорового дирижёра Г. Е. Терацуянца (19292007).

Фундаментом всех достижений хоров Сандлера — эмоциональности, выразительности, стройности, слитности голосов, красивого звучания — была его постоянная тщательная вокальная работа с исполнителями. Он был великолепным интерпретатором хоровых сочинений и большим художником. Он захватывал хор своим внутренним состоянием и исполняемые им произведения до глубины души трогали слушателей. Жанр пения а капелла — основной жанр, которому Сандлер посвятил свою деятельность. В акапельном репертуаре хорового мастера — необъятный диапазон стилевых традиций: от народной песни, хоровой классики старого письма, барокко, классицизма, романтизма до современной музыки, первым исполнителем которой очень часто был Сандлер. В 1986 г. хор Ленинградского Радио и Телевидения под управлением Сандлера впервые в истории исполнил целиком знаменитый op.27 С. И. Танеева — 12 хоров на стихи Я. Полонского.