Санкт-Петербург-Товарный-Московский


Санкт-Петербург-Товарный-Московский — грузовая станция на московско-волховстроевском направлении Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги. Расположена между Невским и Фрунзенским районами Санкт-Петербурга.

Станция основана в 1847 году. Начало строительства в 1845 году сразу в двух местах: у вокзала и у бассейна Обводного канала. Для стоянки речных судов и перегрузки товара из вагонов на баржи и обратно был устроен Г-образный тупиковый канал (Французский ковш). На проведение земляных работ у станции и на бассейне заключён контракт с купцом Гладиным Г. В.[2].

В 18531856 годах устроены запасные пути у бассейна Обводного канала для сообщения с пакгаузами, предназначенными для выгрузки сена и хлебных товаров, отправляемых за границу.[3]

В 1865 году на Александровском плацу развёрнуто строительство товарной станции: устроены нагрузочные платформы и положены дополнительные пути[4]18661867 годах построены деревянные пакгаузы, 1867 году устроена ветвь к Думским кладовым, длиной 0,92 версты, и уложена ветвь от моста через Обводный канал к южному берегу бассейна.

С развитием товарного движения потребовались дополнительные маневровые пути и раздаточный пункт вагонов между разными частями станции, для этой цели в 1870 году была устроена за Обводным каналом полустанция Петербург II.

Так как транспортировка хлебных грузов представляла определённую трудность с доставкой товара к амбарам Александро-Невской лавры, приходилось перегружать из вагонов в телеги и перевозить в склады, что приводило к потере части груза и удорожала транспортировку, в связи с этим 4 марта 1870 года был Высочайше утверждён проект соединительной ветви от бассейна Обводного канала к амбарам Калашниковской пристани. Ветвь была устроена Главным обществом российских железных дорог (ГОРЖД) и открыта для движения 8 сентября 1871 года, протяжением 3,845 вёрст (из которых 1,268 вёрст по станционным путям парка за бассейном)[5].