Санта-Мария-делла-Кончеционе


Санта-Мария-делла-Кончеционе (итал. La Chiesa di Nostra Signora della Concezione dei Cappuccini, о La chiesa di Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Chiesa di Santa Maria Immacolata a via Veneto — Церковь Непорочного зачатия Нашей Госпожи, или Церковь Непорочного зачатия Святой Девы Марии монастыря капуцинов на Виа Венето) — небольшая римско-католическая церковь бывшего монастыря капуцинов на виа Венето, на Марсовом поле в Риме, неподалёку от Палаццо Барберини и фонтана Тритона. Это первая церковь в Риме, посвящённая Непорочному зачатию Девы Марии, задолго до того, как папа Пий IX в 1854 году издал буллу «Ineffabilis Deus» [3].

Церковь построена недалеко от семейного Палаццо Барберини кардиналом-капуцином Антонио Барберини, братом папы Урбана VIII Барберини, благословившего первый камень 4 октября 1626 года. Церковь была спроектирована папским архитектором Микеле да Бергамо (?-1641) в сотрудничестве с с архитектором Феличе Антонио Казони (1559—1634). Захоронение кардинала Барберини до сих пор находится внутри церкви, перед главным алтарем, с надгробной плитой, на которой награвирована латинская надпись: «Hic jacet pulvis et cinis et nihil» (Здесь покоится прах и пепел и более ничего) [4].

Первая месса была проведена в церкви 8 сентября 1630 года, а строительство завершено в 1631 году. Вначале вокруг церкви располагалась относительно пустынная местность, на которой располагался большой женский монастырь и кампанила (колокольня); они были снесены после объединения Италии, в конце XIX века для строительства улицы Виа Венето и других зданий.

Храм состоит из одного небольшого нефа и десяти боковых капелл, по пять с каждой стороны, в которых хранятся важные реликвии и произведения искусства. Доступ к церкви осуществляется по лестнице, над которой возвышается кирпичный фасад с белокаменными пилястрами.

Главный алтарь построен из мрамора по распоряжению папы Урбана VIII; его герб можно увидеть у основания. Алтарная картина «Непорочное Зачатие» Джованни Ланфранко погибла при пожаре, в алтаре находится копия оригинала работы Джоаккино Бомбелли (1814). Либорио Коччетти написал на цилиндрическом своде фреску «Взятие Девы Марии на небеса» (Аssunzione della Vergine Maria in cielo, 1796).

В боковых капеллах хранились ценные произведения искусства, такие как картины «Архангел Михаил, преследующий Люцифера» Гвидо Рени, «Рождество» Джованни Ланфранко, «Преображение» Марио Баласси, «Стигматизация святого Франциска Ассизского» Доменикино (по одной из версий приписывается Караваджо). Ныне они экспонируются в музее бывших зданий монастыря.