Церковь Сан-Видаль


Церковь Сан-Видаль (итал. La chiesa di San Vidal)— римско-католическая церковь в городе Венеция, расположенная в районе Сан-Марко на площади Санто-Стефано, недалеко от моста Академии. В настоящее время в церкви не проводятся богослужения, и здание используется для музыкальных концертов, входя в состав музыкальной ассоциации «Хор Венеции» (Chorus Venezia)[1].

Церковь Сан-Видаль была основана в 1084 году во времена дожа Витале Фальера и посвящена раннехристианскому мученику Виталию Миланскому (San Vitale) — главному святому равеннской базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale). Пожар 1105 года разрушил церковь, после чего она восстанавливалась несколько раз.

Здание было отреставрировано в конце XII века. Дальнейшая реконструкция церкви осуществлялась в конце XVII века с целью превратить фасад в грандиозный памятник прославленному адмиралу Франческо Морозини, дожу Венеции с 1688 по 1694 год. Проект был поручен архитектору Антонио Гаспари, который представил несколько вариантов, вдохновлённых римской церковью Сант-Андреа-аль-Квиринале. Но проектирование затянулось, и в конце концов наследники Морозини отказались от проекта. После смены покровителей новую церковь построил Андреа Тирали[2].

В соответствии с указом Итальянского королевства в 1810 году Сан-Видаль стала «вспомогательной церковью». Закрытая для богослужений, она в течение многих лет была квартирой Католического союза итальянских художников (Unione Cattolica Artisti Italiani), а её сакристия использовалась как выставочное пространство для произведений современного искусства. Позже храм использовался для проведения концертов классической и барочной музыки.

Ныне существующий фасад церковь обрела в 1725—1735 годах после реконструкции, проведённой архитектором Андреа Тирали. Финансировал работы Карло Контарини — наследник рода Морозини и сотый дож Венеции. Он отказался от предыдущего проекта, отдавая предпочтение новому барочному стилю в архитектуре. Тем не менее общая композиция фасада следует палладианской схеме: симметрия, сложный ритм треугольных фронтонов, любимые Палладио сдвоенные колонны пышного композитного ордера на высоком цоколе, статуи, венчающие «узловые точки» фасадной декорации. В нишах фасада установлены скульптурные бюсты дожа Карло Контарини и его жены Паолины Лоредан в память о наследстве, на средства которого велось строительство.

Несмотря на трёхчастную композицию фасада церковь имеет один неф, а боковые части здания являются жилыми помещениями, сдача которых в аренду в своё время принесла приходским священникам деньги на строительство. К начальному проекту 1084 года относится и церковная кампанила (колокольня) высотой 29 м. После пожара 1105 года и землетрясения она восстанавливалась в 1347 и 1680 годах. На карнизе боковой двери колокольни сохранился рельеф XII в. и барельеф XV в. с изображениями святого Георгия.