Сан-Паулу (авианосец)


NAe São Paulo (A12) («Сан-Паулу») — авианосец ВМС Бразилии, бывший авианосец «Фош» (Foch) типа «Клемансо» ВМС Франции.

Корабль был заложен 15 февраля 1957 года, спущен на воду 23 июля 1960 года, вошел в состав ВМС Франции 15 июля 1963 года. 15 ноября 2000 года передан ВМС ВС Бразилии и после ремонта, в феврале 2001 года, прибыл в Бразилию. В связи с дороговизной ремонта и модернизации, 22 ноября 2018 года был официально выведен из состава ВМС и 4 февраля 2023 года был затоплен.

Авианосец был произведен во Франции в 1960 году для нужд французских ВМС. Принимал участие в атмосферных ядерных испытаниях Франции в Тихом океане в 1960-е годы.

В связи с дороговизной ремонта и модернизации 15 февраля 2017 года командование бразильских ВМС приняло решение начать процесс вывода авианосца из эксплуатации[1]. 22 ноября 2018 года он был официально выведен из состава ВМС и в марте 2021 года продан за 1,9 млн долл. на металлолом турецкой компании Sok.

4 августа 2022 года авианосец покинул Рио-де-Жанейро и отправился в Турцию для демонтажа. Однако власти страны запретили авианосцу входить в свои воды из-за большого количества асбеста в его внутренних отсеках (в корпусе корабля было обнаружено не менее 600 т асбеста, который изначально использовался для противопожарной безопасности и звукозащиты); также при строительстве авианосца использовались полихлорированные бифенилы (ПХБ), которые сейчас признаны канцерогенами. После этого корабль вернулся в Рио-де-Жанейро, однако администрация штата Пернамбуку не разрешила судну пришвартоваться на территории Бразилии по той же причине.

Как указывается в издании Correio Braziliense, с тех пор он дрейфовал в открытом море, проводя большую часть времени в водах недалеко от Суапе-Порт. При этом авианосец утратил собственный ход, не имел якоря и передвигается буксиром. ВМС Бразилии приняли решение перегнать корабль на расстояние 315 км от бразильского побережья, «учитывая серьёзную деградацию корпуса». «Подход корпуса к внутренним водам или бразильским портовым терминалам несёт высокий риск перекрытия судоходства из-за возможной посадки на мель или затопления», — говорилось в заявлении ВМС Бразилии.