Сахарная скульптура


Сахарная скульптура — вид скульптуры, производимый из сахара в смеси с водой и другими добавками. Производится либо литьём, либо лепкой. Первые известные скульптурные изображения из сахара производили в мусульманском мире: Египте и Турции. Позднее сахар и техники создания фигур из него попали в Европу, где стали предметом роскоши. Несколько веков скульптуры из сахара выставляли на самых шикарных застольях, иногда их создавали именитые скульпторы.

С развитием колониализма сахар постепенно дешевел, и сахарные скульптуры на столах у знати заместили фарфоровые статуэтки, а средний класс получил возможность украшать свои банкеты фигурами из сахара. Сахар также привезли в Америку, и в Мексике из него начали делать черепа и другие предметы. В дальнейшем цена сахара в Европе упала ещё сильнее, и сделанные из него фигурки стали доступны широким массам; в XXI веке их можно увидеть, например, на свадебных тортах.

Первые известные сахарные скульптуры производили в арабском мире. Сообщается, что халиф Аз-Захир Биллах на исламские праздники заказывал суккер-наккасарли (кондитерам) статуи и дворцы размером с крышку стола; Насир Хосров приводит сведения о том, что египетский султан приказал изготовить на Рамадан огромное сахарное дерево и другие скульптуры, на которые в сумме ушло 73,3 тонны сахара[1]. В рассказах путешественника Аль-Гузули[a] сообщается об изготовлении сахарной мечети, которую после окончания праздника отдали беднякам на съедение[2]. Турецкий султан Мурад III заказал на обрезание своего сына сахарную процессию из жирафов, слонов, замков и фонтанов[3].

В арабском мире придумали оба основных способа создания сахарных скульптур: лепка из пластической массы, включающей загуститель, и литьё горячего сиропа в форму с последующей доработкой после остывания[4].

Производство сахарных и марципановых скульптур проникло в Европу из арабского мира вместе с их основными ингредиентами, в Средние века[3][2]. Изначально сахаром подслащали медикаменты, которые зачастую имели крайне неприятный вкус; благодаря этому аптекари имели свободный доступ к сахару и нередко создавали из него скульптуры или контролировали скульпторов[4]. В массу для создания статуй добавляли не только миндаль и миндальное масло, но и другие орехи, рис и различные камеди[3].