Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков


Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова — военное лётное училище, бывшее одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, ВВС СССР и РФ с 1910 по 1998 год.

К первому десятилетию XX века в Русской императорской армии стали привычными некоторые функции воздухоплавания — уже более 20 лет с помощью воздушных шаров велась разведка и корректировка артиллерийского огня. В среде генералитета Российской империи, как и в остальных военных штабах развитых государств этой эпохи, начались попытки военного применения технических новинок — дирижаблей и самолётов с новыми функциями — бомбардировка и воздушные бои между истребителями самолётов. При содействии Великого князя Александра Михайловича, шефа Российского императорского военно-воздушного флота, в дополнение к готовившей пилотов воздушных шаров Воздухоплавательного парка, были созданы 2 авиашколы: Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине и Севастопольская офицерская школа авиации — будущее Качинское лётное училище. Причем школа в Гатчине готовила и военных и гражданских пилотов, а в Севастополе — только военных.

Севастопольская офицерская школа авиации была открыта 21 ноября 1910 года при активном участии великого князя Александра Михайловича. Вскоре он инициировал перенос аэродрома школы с выбранного наспех неудобного места на новое просторное за речкой Качей, осуществлённый в 1911 году. Большую роль в становлении учебного процесса сыграл получивший диплом лётчика за границей М. Н. Ефимов, поскольку начальник школы В. Н. Кедрин управлять аэропланом не умел и одновременно с руководством школой сам учился в её первом наборе обучающихся[1]. Первый выпуск из 24 лётчиков состоялся 26 октября 1911 года в присутствии Николая II[2]. Первыми самолётами училища стали: 2 биплана Farman IV, 3 моноплана Blériot XI, 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет»[3]. Летом 1911 года её посетил председатель Государственной думы Гучков, после чего правительство выделило авиашколе 1,5 миллиона рублей на приобретение земли под аэродром. На эти средства был приобретён участок пригодной земли размером 658 десятин (7,1 км²) возле речки Качи, в 20 километрах от Севастополя. Летом 1912 года школа совершила свой первый переезд к новому аэродрому и прилегающему хутору Александро-Михайловка. Развитие инфраструктуры школы дало импульс развитию посёлка Кача, в который был переименован бывший хутор. Школой в 1912—1914 годах командовал полковник генерального штаба А. А. Мурузи. С 9 сентября 1914 году начальником Севастопольской авиашколы был барон Герберт Оттович Буксгевден (14 сентября 1877, Кронштадт — 20 ноября 1937, Красноярск) — выпускник Морского корпуса, капитан II ранга, один из первых российских авиаторов[4].