Северный Орёл (линейный корабль, 1735)


«Северный Орёл» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, один из кораблей типа «Слава России», участник русско-шведской войны 1741—1743 годов и Семилетней войны.

Представитель серии парусных двухдечных линейных кораблей типа «Слава России». Эта серия кораблей была самой многочисленной и одной из самых удачных серий линейных кораблей Российского императорского флота. Корабли серии строились с 1733 по 1774 год на верфях Санкт-Петербурга и Архангельска и принимали участие во всех плаваниях и боевых действиях российского флота в период с 1734 по 1790 год. Всего в рамках серии было построено 58 линейных кораблей[комм. 1]. Все корабли этой серии обладали высокими мореходными качествами, хорошей маневренностью и остойчивостью[1].

Водоизмещение корабля составляло 1200 тонн, длина по сведениям из различных источников от 46,5 до 47,4 метра[комм. 2], ширина от 12,3 до 12,65 метра[комм. 3], а осадка от 5,4 до 5,48[комм. 4] метра. Вооружение судна составляли 66 орудий, включавшие двадцатичетырёх-, двенадцати- и шестифунтовые пушки, а экипаж состоял из 600 человек. Скорость судна при свежем ветре могла достигать восьми узлов[2][3][4].

Линейный корабль «Северный Орёл» был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 4 (15) октября 1733 года и после спуска на воду 1 (12) июня 1735 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер в ранге капитан-командора Осип Най[2][4][5][6].

В кампанию 1735 года корабль использовался для перевозки продовольствия из Риги в Кронштадт. С июля по сентябрь следующего 1736 года на «Северном Орле», находившемся в это время в составе эскадры кораблей Балтийского флота на Кронштадтском рейде, проводились мероприятия по обучению экипажа. В 1738 году подвергся ремонту в Кронштадте[2].

Принимал участие в русско-шведской войне 1741—1743 годов. В кампанию 1741 года в июле использовался для обучения экипажа на Кронштадтском рейде, затем ушёл на Южный фарватер, где находился до 10 (21) ноября для защиты Кронштадта со стороны моря. 23 июня (4 июля1742 года вышел из Кронштадта и, примкнув к эскадре вице-адмирала З. Д. Мишукова, находившейся у Лавенсари, до 10 (21) октября ушёл с ней в Финский залив в крейсерское плавание. Активных боевых действий суда эскадры не вели и на зимовку вернулись в Кронштадт. В кампанию 1743 года с мая по сентябрь в составе эскадры адмирала графа Н. Ф. Головина вновь принимал участие в крейсерском плавании в Финском заливе, в том числе в перестрелках с кораблями шведского флота у Гангута 7 (18) и 8 (19) июня[7][8].