Селва (епископ Нарбона)


Селва (Эсклуа или Склуа; лат. Selva, Esclua; умер не ранее 638) — епископ Нарбона в первой половине VII века.

О происхождении Селвы известно из «Жития Фруктуоза»[1]. Согласно этому агиографическому источнику, Селва был выходцем из знатной семьи, имевшей обширные владения в Нарбонской провинции Вестготского королевства. Его братьями были правивший вестготами в 631—636 годах король Сисенанд и епископ Безье[en] Пётр I, а близким родственником — святой Фруктуоз Брагский. На основании ономастических данных предполагается, что ещё одним родственником Селвы мог быть вестготский король Сисебут[2][3][4].

Первое свидетельство о Селве в современных ему документах относится к 633 году, когда он уже был главой Нарбонской митрополии[en]. Предыдущим известным нарбонским епископом был Сергий, упоминающийся в 610 году среди адресатов посланий из сборника «Вестготские письма»[3][5][6][7]. Предполагается, что Селва получил епископскую кафедру в городе Нарбон ещё до того как его брат Сисенанд стал королём[4].

В 633 году Селва участвовал в Четвёртом Толедском соборе[3][6][7]. В актах этого собрания имя нарбонского епископа упомянуто сразу же за именем председательствовавшего на соборе архиепископа Исидора Севильского. На синоде было принято решение унифицировать богослужение на всей территории Вестготского королевства[8][9].

Наиболее известное из событий жизни Селвы — его участие в работе Шестого Толедского собор. Как старейший на тот момент иерарх Вестготского королевства он на первом соборном заседании, состоявшемся 9 января 638 года, был избран председателем этого синода. На соборе присутствовали пятьдесят три вестготских прелата, в том числе четыре митрополита (Селва Нарбонский, Юлиан II Брагский, Евгений I Толедский[en] и Гонорат Севильский[es]). Из суффраганов Нарбонской митрополии в актах Шестого Толедского собора упоминаются епископы Акутул Эльнский и Анатолий Лодевский, а Солемний Каркасонский был представлен своим посланцем[3][6][7]. Среди важнейших постановлений Шестого Толедского собора — каноны о защите институтов королевской власть и связанных с ними привилегий, а также меры по обращению евреев в христианство[10][11].

О дальнейшей судьбе Селвы сведений не сохранилось. Следующим главой Нарбонской митрополии, известным из исторических источников, был Аргебад, упоминающийся в 673 году[3][5][6][7].