Семдэ


Семдэ, также Сэмдэ (Вайли: sems sde; санскр.: IAST: cittavarga; «раздел ума») — первый из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, раздел «Природы Ума».

Три раздела Дзогчена, как их представил Манджушримитра, — Семдэ, Лонгдэ («раздел Пространства») и Мэннгагдэ («Сущностный раздел») — развились от различных подходов разных линий передачи учения[1]. Семдэ — раздел Природы Ума — относится к линии передачи Вайрочаны. Тем не менее, как отмечает Намкай Норбу Ринпоче, «достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трёх разделов»[2].

В каждом из разделов Дзогчена — Семдэ, Лонгдэ и Мэннгагдэ — учитель даёт прямую передачу, прямое введение в состояние Дзогчен (ригпа), и ни один из них не является постепенным путём, хотя каждый из них имеет свой особый подход.[3] В каждом из разделов есть свой способ введения в созерцание: в Мэннгагдэ — принцип Прямого Введения, в Лонгдэ — Символическое Введение, в Сэмде — Устное Введение[4]. В системе Семдэ в основном применяются устные объяснения и подробный анализ, что отличает его, например, от «Сущностного раздела» Дзогчена Мэннгагдэ (в переводе «сообщаемое тайно»), где введение в «сердечную сущность» объясняется с помощью парадоксов, так как природа реальности не укладывается в рамки логики.

Раздел Семдэ связан с первым заветом Гараба Дордже — получить прямое введение в природу своего сознания (от мастера). Поэтому в разделе подчёркивается необходимость прямого введения в естественную природу ума (ригпа), о которой даются пояснения и методы её узнавания.

Несмотря на то, что в разделе Семдэ используется в большей степени интеллектуальный подход для объяснения того, как войти в состояние созерцания (rig-pa), слово ум (sems, сем) относится не к рассудочному уму (читта), обусловленному временем и предшествующими событиями, а к природе ума (sems-nyid), которая существует за пределами времени и обусловленности и обычно называется текстах Семдэ бодхичиттой.[5] В этом случае Бодхичитта означает изначальное состояние, чем отличается от её толкования в текстах Сутры.