Семирадский, Генрих Ипполитович


Ге́нрих Ипполи́тович Семира́дский (Ге́нрик Ге́ктор Семира́дский) (польск. Henryk Hektor Siemiradzki; 12 [24] октября 1843, Ново-Белгород, Харьковская губерния — 10 [23] августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) — польский[3][4][5] и русский[5] живописец, один из крупнейших представителей позднего академизма.

Учился в Харькове и Санкт-Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.

Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах; в 2017—2018 годах в Государственном Русском музее проходила энциклопедическая выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Многие работы художника утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Род Семирадских упоминается в архивных документах с XVII века, однако сведения весьма отрывочны и скупы. В литературе, посвященной Семирадскому, бытует утверждение, что его семья была из Сандомирского воеводства, фамилия происходит от названия деревни Семерад (Семирадз) около Радома[6]. Один из Семирадских в середине XVII века был письмоводителем муниципалитета в Сандомире, а другой в начале XVIII века — каноником в Кракове. А одна из ветвей этой семьи будто бы обосновалась в Литве, в Новогрудке, — это и были предки Г. Семирадского[7]. Но доказывая свое дворянство в XIX веке, Семирадские из Минской губернии утверждали, что их предок Семиградский переселился в Великое княжество Литовское из украинского Подолья. Подолье расположено по соседству с Семиградьем, поэтому не исключено, что предки художника происходили оттуда, а не из Сандомирского воеводства[8]. В судебных документах Новогрудского воеводства первоначальное написание фамилии Семиградский уступило место написанию Семирадский где-то в 1740-х годах[8].

Согласно семейному преданию, Адам Мицкевич, изображая в поэме «Пан Тадеуш» мир шляхетской старины, использовал записки Юзефа Семирадского, «подкомория из Новогрудка»[9]. Крёстным отцом брата Г. Семирадского — Станислава — был брат А. Мицкевича — Александр (профессор Харьковского университета), а крёстной матерью другого брата, Михаила, — Тереза Мицкевич[10].