Семь небес


В шумерских заклинаниях конца второго тысячелетия до н.э. упоминаются семь небес и семь земель. Одно из таких заклинаний: "ан-имин-би ки-имин-би" (небес семь, земель семь). Как говорит Гильгамеш своему другу Энкиду в Эпосе о Гильгамеше: "Кто может подняться на небеса, мой друг? Только боги вечно пребывают с Шамашем"

Представление о многих небесах («небеса небес») было очень распространено среди евреев (Втор. 10:14; Пс. 148:4), а талмудическая и апокрифическая письменность евреев говорит о семи или о 10 небесах. Рай помещается либо на третьем из семи небес, либо на седьмом из десяти, а в нём «сокровищницы жизни и праведности души».[1]

В «Завете патриархов» (I век до н. э.), а именно в главе III («Завете Леви»), даётся следующее описание семи небес[2]:

Описание ангелов из небесных воинств даётся в раввинской традиции рабби Меиром во II веке[3]: «Там находится семь небес — одно над другим[2]:

Семь небес с ангелами Михаилом, Гавриилом, Шатеиелем (ангел молчания), Шатакиелем (ангел Шатаким — שתקים‎), Барадиелем, Баракиелем и Садриелем (ангел порядка) во главе, находятся ниже того места, которое занято Метатроном. Ещё ниже, в так называемом Велоне, находятся ангелы Галгалиель и Офаниель, Регатиель и Кохабиель, поставленные блюсти Солнечное кольцо, Лунное кольцо, планеты и прочие звёзды со всеми их воинствами. Семьдесят два ангела-хранителя народов помещены выше этих последних[6].[2]

Помимо этих, упоминаются ещё шестьдесят три привратника, поставленных при входах всех семи небес[7]; им вменено в обязанность носить печать Бога[8], а над ними в качестве главы и начальника стоит Анфиель, корона которого наполняет небеса божественным величием[2].