Сенокос (картина Пластова)


«Сеноко́с» — картина русского советского художника Аркадия Пластова. Создана в 1945 году в деревне Прислониха Ульяновской области. Натурщиками стали односельчане художникаПерейти к разделу «#Натурщики для картины». Полотно впервые было представлено широкой зрительской аудитории в 1946 году на I Всесоюзной художественной выставке. Вместе с картиной Пластова «Жатва» оно была удостоена Сталинской премии I степени за 1945 годПерейти к разделу «#Картина на I Всесоюзной художественной выставке и в коллекции Третьяковской галереи».

Полотно в разное время привлекало внимание крупных советских и современных российских искусствоведов и историков. Его анализировали доктор исторических наук Валерий Кузнецов, доктора искусствоведения Александр Морозов и Владимир Леняшин, кандидаты искусствоведения Лев Мочалов, Владимир Сысоев и другие исследователи. Валерий Кузнецов назвал картину шедевром, к которому и прибавить что-либо трудно, и превзойти его невозможноПерейти к разделу «#Искусствоведы и зрители о картине». В картине воплотились надежды художника на лучшее будущее, на приход мирной жизни. Бытовой эпизод, запечатлённый на картине «Сенокос», благодаря монументальности полотна приобретает возвышенный смысл. При этом полотно наполнено лирикой, а образы поэзией. Война заставила художника отойти от фиксации внешних событий и обратиться к изображению внутреннего мира человека. По мнению Валерия Кузнецова, рисуя человека, Пластов изображал народ — великий, мужественный и трудолюбивыйПерейти к разделу «#История создания картины».

Полотно «Сенокос» находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (постоянная экспозиция отечественного искусства XX и XXI веков в Новой Третьяковке, зал № 28)Перейти к разделу «#Картина на I Всесоюзной художественной выставке и в коллекции Третьяковской галереи». Картины Пластова середины 1940-х годов, как и раньше, наполнены динамизмом, но в это время он стал реже обращаться к многофигурным композициям. Персонажи его полотен середины 1940-х годов погружены в молчаливое раздумье. По убеждению ряда искусствоведов, «Сенокос» является одной из вершин творчества художника, его этапным произведениемПерейти к разделу «#Искусствоведы и зрители о картине».

От опушки берёзового леса идут четверо косарей: «…седобородый старик, рыжеватый поставистый мужик, не старая, но много поработавшая женщина и крепкий подросток, почти юноша». Искусствоведы предполагают, что это одна семья: старик, его сын, сноха и внук. Рядом высокая стена многоцветного разнотравья, открывается прекрасный вид на перелесок, над головой у персонажей полотна голубое небо[1]. В траве легко угадываются детально прописанные художником цветы кашки, иван-да-марьи, колокольчика[2], ромашки, купины, царских кудрей, лесной примулы, клевера, татарника, купавы. В воздухе парят шмели, бабочки, бронзовки. По мнению искусствоведа Татьяны Пластовой, художник соединил на одном полотне растения, которые не цветут одновременно и не встречаются на одной поляне. Он не просто изображает цветущий луг, а создаёт аллегорию лета, как будто кладёт все цветы Родины к ногам своих героев[3].