Серапион Тмуитский


Серапио́н Тмуи́тский (Серапион Исповедник, Серапион Схоластик[1], греч. Α΄ Σεραπίων Θμούεως[2]; начало IV века — после 362 года) — святой, исповедник. В начале жизни монах, затем епископ. Сподвижник Афанасия Великого, участник Сардикийского собора. Автор рукописей о литургике и церковной жизни.

Дата рождения Серапиона неизвестна; «Католическая энциклопедия» (1913) сообщает о начале жизни будущего подвижника только, что его родители были христианами. Учился он в Александрии; возможно, под личным руководством епископа александрийского Афанасия Великого (298—373), который всегда высоко ценил Серапиона. Некоторое время спустя Серапион стал во главе монастыря. Ещё через несколько лет, но до 343 годаАзбука католицизма» полагает, что около 339 года[4]) Серапион был рукоположён в епископы города Тмуита (греч. Θμουίς) в Нижнем Египте[3][8].

В чине епископа Серапион принял участие в Сардикийском соборе, на котором, как и Афанасий, защищал Никейский Символ веры против ариан. Следом за Сократом Схоластиком[9] и Созоменом вплоть до конца XIX века этот собор датировали 347 годом; такую дату приводит, в частности, энциклопедия Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[10], что соответственно сдвинуло и предполагаемую дату рукоположения Серапиона в епископы. В данной статье все даты жизни Серапиона приводятся по «Католической энциклопедии» 1913 года.

В 355 годуАзбука католицизма» называет 356 год[4]) Афанасий отправил Серапиона и ещё четырёх египетских епископов в посольство к Констанцию II (римский император в 337-361 годах), чтобы вновь отвести наговоры ариан в свой адрес[3].

В 359 году (в электронной версии «Католической энциклопедии» из-за ошибки OCR указан 350 год, сверено по оригиналу[11]) арианин Георгий, антипатриарх Александрийский изгнал Серапиона с епископской кафедры в Тмуите и отправил его в ссылку. Это гонение послужило основанием для прославления Серапиона в лике исповедника (Серапион Исповедник упомянут у св. Иеронима Стридонского и в римском мартирологе на 21 марта).

В период 358-62 годов Серапион вёл переписку с Афанасием по богословским вопросам. Афанасий направил ему письмо по поводу смерти Ария[12], а также четыре эпистолы догматического содержания: одна о Сыне Божием и три о Святом Духе[13]. За глубину богословский познаний Иероним также назвал Серапиона «Схоластик»[1], указав в числе его трудов трактат против манихейцев, комментарии к псалмам и ряд посланий разным корреспондентам.