Сеть Трансафриканских автодорог


Сеть Трансафриканских автомобильных дорог — комплекс проектов трансконтинентальных автодорожных маршрутов в Африке, разработанных Экономической комиссией Организации Объединенных Наций для Африки (ЭКА ООН), Африканским банком развития (АБР) и Африканским союзом, реализуемых совместно с сообществами африканских государств[1].

В некоторых документах автомагистрали называются «Трансафриканскими коридорами» или «Дорожными коридорами», а не автомагистралями. Обозначение «Трансафриканское шоссе» (англ. «TAH»), и его варианты, не получило широкого распространения за пределами кругов планирования и развития, и, по состоянию на 2024 год, трансафриканские автодорожные маршруты никак не отмечаются на официальных картах, за исключением Кении и Уганды, где участки местной автодороги A109: Момбаса — Найроби, КампалаФорт-Портал и подъездную дорогу Kampala–Masaka Road[англ.] Кампала — Кигали (Руанда) 8-го трансафриканского шоссе, иногда называют «Трансафриканским шоссе».

С глубокой древности в Африке существовали различные караванные пути, пересекающие весь континент. Они использовались для торговли, гостевых поездок, военных вторжений, почтовых сообщений, паломничества и научных открытий.

На смену вьючным животным и гужевым повозкам, в XX веке появились тяжёлые и скоростные автомобили, для которых стали малопригодны прежние неизведанные направления, временные тропы и грунтовые дороги, ограниченные многочисленными опасными, или совсем непреодолимыми, реками, пустынями и горами. Вся Африка была поделена на колонии, для надёжного владения которыми строились более качественные и удобные автомобильные дороги.

Незадолго до автомобилей появились железные дороги, но железные значительно дороже, и в строительстве и в эксплуатации, поэтому в бедных африканских странах они получили недостаточное распространение. Колониальные державы, а позже новообразованные государства и сверхдержавы-соперники, редко поощряли дорожное сообщение с территориями сферы влияния соседей по континенту.

1 июля 1971 года Роберт К. А. Гардинер, исполнительный секретарь Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Африки (ЭКА ООН), учредил Трансафриканское дорожное бюро для наблюдения за развитием трансконтинентальной дорожной сети[7].