Сигаретная карточка


Сигаретная карточка — коллекционная карточка, которую некоторые производители сигарет вкладывали в свои сигаретные пачки с целью увеличения интереса к своей продукции. Данная практика началась в середине 1870-х годов и была прекращена в 1940-х.

В середине 1870-х годов американская компания Allen & Ginter впервые попробовала новый способ увеличить интерес покупателя к своей продукции (сигаретам): они начали вкладывать в пачки картонные карточки с изображением известных современных актрис, бейсболистов, хоккеистов[1], индейских вождей, боксёров, национальных флагов, диких животных и пр.[2] Оценив новый маркетинговый ход, следующими стали компании Goodwin & Company[англ.], Churchman's[англ.], а затем так же стали поступать многие другие производители сигарет в США, Великобритании (John Player & Sons[англ.], W.D. & H.O. Wills[англ.]), Индии (Godfrey Phillips India[англ.]), Канаде (Imperial Tobacco Canada[англ.]) и других странах.

В 1893 году John Player & Sons улучшила стратегию: их карточки стали группироваться по темам. Первый выпуск был озаглавлен «За́мки и аббатства». Другие производители переняли и эту тактику: стали выпускаться наборы «Корабли и моряки», «Игроки в крикет» и другие. С 1906 года сигаретные карточки массово стали печататься в цвете (раньше это было редким исключением) — первым стал набор «Футболисты». В среднем набор состоял из 25-50 карточек, но известны случаи, когда их количество достигало 100 и более. Наибольшей популярностью пользовались красивые женщины (актрисы, модели), спортсмены (в США преимущественно бейсболисты, в других странах — футболисты и игроки в крикет), природа, герои-военные, форменная одежда, геральдика[3] и виды городов. К первому сезону НХЛ Imperial Tobacco Canada выпустила набор из 36 карточек с изображением наиболее известных хоккеистов этих игр; эта традиция продолжалась вплоть до сезона 1924/1925[4].

В 1940-х годах крупные производители отказались от идеи вкладывать карточки в сигаретные пачки, так как во время войны и после неё ощущался дефицит бумаги и картона[5]; а мелкие иногда продолжали следовать этой традиции до 1976 года[6].

В 2000—2001 годах карточки вкладывались в сигаретные пачки Doral[англ.] американской компании R. J. Reynolds Tobacco Company: были выпущены наборы «Празднование Америки» (50 штук по количеству штатов)[5], «Фестивали», «Автомобили», «Национальные парки» и «События XX века». Впрочем, это продолжалось лишь год-полтора, так что традиция возрождена не была.

Сигаретные карточки являются предметом коллекционирования. В связи с тем, что они уже давно не выпускаются, а по своей сути являются эфемерами, собирать их непросто и довольно затратно.