Си́кхское госуда́рство (Сикх Хальса Радж (з.-пандж. سکھ سلطنت, в.-пандж. ਸਿੱਖ ਸਲਤਨਤ) или Саркар-и Хальса (перс. امپراطوری سیک)[4]) — государство сикхов, существовавшее в Пенджабе в 1716—1849 годах.
К концу XVII века сикхи оформились в самостоятельную этноконфессиональную группу, противостоящую правящим Индией Великим Моголам. В 1716—1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, возглавляемые мисальдарами, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тысяч кавалерии).
12 апреля 1801 года Ранджит Сингх коронован как махараджа, что совпало с праздником Вайсакхи. Церемонией руководил сагиб Сингх Беди, потомок гуру Нанака Дева. С 1799 года столицей становится Гуджранвала, в 1802 году перенесена в Амритсар и Лахор. Ранджит Сингх возносится к вершинам власти в короткое время, из главы одного из мисалей став махараджей Пенджаба[5]. Уже в 1799 году Ранджит Сингх объединяет разрозненные мисали в империю (Сикхская империя), в 1849 году уничтоженную Британской империей в результате второй англо-сикхской войны.
Появление сикхского государства стало возможно благодаря упадку империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом.
Политическая структура сикхизма проходит три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине — хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.
Сикхизм зародился из проповеди первого из Десяти гуру сикхов Нанака во время завоевания Северной Индии шахом Бабуром. Внук последнего Акбар придерживался веротерпимости, и, после посещения лангара гуру Амар Даса составил благоприятное впечатление о сикхизме. Он пожертвовал земли лангару, и до своей смерти в 1605 поддерживал хорошие отношения с сикхскими гуру.