Симфония ми-бемоль мажор (Чайковский)


Симфо́ния ми-бемо́ль мажо́р (итал. Es-dur, ČW 443[4] или TchH 238) — крупное произведение для симфонического оркестра русского композитора-романтика Петра Ильича Чайковского. В начале 1890-х годов композитор три раза приступал к созданию новой (на то время шестой по счёту) симфонии. Два раза (симфония «Жизнь» в 1890 году и Симфония ми минор в 1891 году) он отказывался от продолжения работы в самом её начале. Симфония ми-бемоль мажор, над которой автор работал в мае — ноябре 1892 года, была доведена только до версии для фортепиано и оркестровки первой частиПерейти к разделу «#Проблема возможности реконструкции симфонии».

Долгое время было принято считать, что сам композитор уничтожил Симфонию ми-бемоль мажор сразу после создания. В действительности до нашего времени дошла значительная часть её эскизов, а также 248 тактов первой части, которые сам композитор инструментовал. Первая часть Симфонии была положена Чайковским в основу Третьего фортепианного концерта, написанного в той же тональности ми-бемоль мажор. Ещё две части Симфонии лежат в основе другого сочинения композитора — «Andante и Finale[англ.]», op. 79 (или «Анданте B-dur и Финал Es-dur» для фортепиано с оркестром, ор. 79)Перейти к разделу «#Проблема возможности и необходимости реконструкции симфонии». К 2022 году существуют две реконструкции партитуры Симфонии ми-бемоль мажор, осуществлённые в 1950-е годы доктором искусствоведения Семёном Богатырёвым и в 2000-е годы доцентом кафедры композиции и инструментовки Российской академии музыки имени Гнесиных Петром Климовым. Обе версии неоднократно исполнялись на концертной сцене. Были осуществлены аудиозаписи симфонииПерейти к разделу «#Проблема возможности реконструкции симфонии»Перейти к разделу «#Попытки реконструкции Симфонии ми-бемоль мажор».

К 2022 году о Симфонии ми-бемоль мажор существовала значительная музыковедческая литература. Ей посвящены большие статьи советского искусствоведа Давида Рабиновича, австралийского композитора и преподавателя композиции в Университете Монаша в Мельбурне Томаса Райнера, автора одной из двух реконструкций Петра Климова, а также других крупных музыковедов, разделы в монографиях советских и современных российских искусствоведовПерейти к разделу «#Советские музыковеды о симфонических замыслах композитора в начале 1890-х годов»Перейти к разделу «#Симфония ми-бемоль мажор в работах современных российских музыковедов». Не обошли вниманием Симфонию и крупные зарубежные исследователи: Александра Орлова, Александр Познанский, Дэвид Браун[англ.], Роланд Джон Уайли[англ.]Перейти к разделу «#Современные зарубежные исследователи о Симфонии». Советский искусствовед Давид Рабинович писал, что, несмотря на «недочёты», которые он относил к заключительной части Симфонии, она — «в целом замечательное произведение. Она скромнее по масштабам и замыслу, чем Четвёртая, Пятая и Шестая, но это подлинный большой Чайковский»Перейти к разделу «#Советские музыковеды о симфонических замыслах композитора в начале 1890-х годов». Существует и противоположная точка зрения. Например, Роланд Джон Уайли низко оценивает музыку Симфонии ми-бемоль мажор, пишет о её прямолинейности, грубости, механистичности и даже утверждает, что она «предвосхищает худшее из оптимизма социалистического реализма в музыке», улавливает в её музыке «джазовое вступительное соло фагота»Перейти к разделу «#Современные зарубежные исследователи о Симфонии».