Синельников, Николай Николаевич


Никола́й Никола́евич Сине́льников (31 января [12 февраля1855, Харьков — 19 апреля 1939, там же) — русский и советский режиссёр, актёр, театральный деятель, Народный артист РСФСР (1934). Отец кардиолога С. Н. Синельникова и прапрадед терапевта и кардиоревматолога И. В. Егорова.

Родился в семье учителя. В 1873 году был принят в хор, а в 1874 году — в труппу театра Н. Н. Дюкова, в Харькове, где проработал до 1875 года. 4 января 1874 года исполнил первую драматическую роль — лакея Мишки в водевиле Ленского «Простушка и воспитанная». Работал в Житомире (1875—1877) в антрепризе Андреева-Биязи, где впервые сыграл Пикилло («Птички певчие» Ж. Оффенбаха) — впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в различных городах. Затем работал в Николаеве (1877—1878), где выступал в амплуа премьера, Ставрополе (1878—1880), Владикавказе (1880—1881), других городах русской провинции. В 1881—1884 годах выступал в антрепризе П. М. Медведева в Казани, там же начал режиссёрскую работу постановкой в 1882 году пьесы «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва.

Роли: Молчалин; Лаэрт («Гамлет»), Вово («Плоды просвещения»). Особенно славился Синельников в этот период как актёр оперетты. Легко, изящно, весело играл он роли ПитуДочь мадам Анго» Лекока), Пикилло и ПарисаПтички певчие» и «Прекрасная Елена» Оффенбаха).

Проработав ещё на нескольких провинциальных сценах в разных городах, в 1886 году вместе с М. М. Бородаем и Е. А. Неделиным организовывает актёрское товарищество сначала в Воронеже, затем в Харькове. В 1889—1891 работает в Москве в частных театрах Е. Н. Горевой и М. М. Абрамовой; в 1891—1894 возглавляет товарищество на паях в Новочеркасске, где под его руководством впервые выступила на профессиональной сцене В. Ф. Комиссаржевская, чей дебют состоялся 19 сентября 1893 в роли Альмы («Честь» Г. Зудермана).

Постановки Синельниковым Горя от ума Грибоедова, Плодов просвещения Л. Н. Толстого (впервые в провинции) выделялись на фоне обычных спектаклей провинциального театра крепким ансамблем и ярким воплощением образов. Синельников привлекал в свою труппу талантливых артистов, стремился к стабильности коллектива, старался создать творческую атмосферу на репетициях, регулярно давал бесплатные представления для учащихся и понедельничные спектакли по общедоступным ценам; ввел ряд революционных для провинциального театра новшеств: удлинил репетиционные сроки, отменил музыкальные антракты, упорядочил рекламу, стал перечислять актёров на афише по алфавиту, а не по рангу, разнообразил и наполнял смыслом мизансцену: «Я поставил себе задачу уничтожить непременное топтание действующих лиц на переднем плане у суфлёрской будки», — пишет Энциклопедия Кругосвет.