Сказание о победе над волжскими болгарами


«Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» — русское литературное произведение второй половины XII века о победе 1 августа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и византийского императора Мануила I Комнина над сарацинами (арабами и турками-сельджуками), а также об учреждении в связи с этим 1 (14) августа нового церковно-государственного праздника Владимирского княжества, празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вошедшего в литургический обиход Русской церкви. Одно из программных произведений владимирской литературы 60-х годов XII века, отразившее формирование Владимирского княжества как сильной военно-политической державы[1]. Предположительно, связано с деятельностью Андрея Боголюбского, при котором распространилась идея об особом покровительстве Богородицы Владимирскому княжеству[2].

Известно более чем в 30 списках, объединяемых в три редакции. Наиболее ранние читаются в пергаменных списках Пролога[3].

Сказание о победе над болгарами и краткая запись о том же событии, сходная с известием в Лаврентьевской летописи, предшествуют пространному варианту другого владимирского произведения того же времени, «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». В рукописях, содержащих краткий вариант Сказания о чудесах, содержится только текст Сказания о победе над болгарами, за которым в некоторых списках следует «Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божией».

Раннее происхождение Сказания о победе над болгарами подтверждается текстом «Слова великого князя о милости Божией», который в некоторых списках продолжает текст Сказания. В Слове указывается, что праздник в честь победы над болгарами установлен «худым и грешным рабом Божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси»[7]. По мнению И. Е. Забелина, так о себе мог говорить только сам князь Андрей. Учёный даже связывал с ним авторство «Сказания о победе над волжскими болгарами»[8]. О вероятности существовании Сказания о победе уже в XII веке может свидетельствовать также упоминание о празднике Спаса и Богородицы в Троицком кондакаре конца XII — начала XIII века[9]. и в Евангелии из Архангельского собора[10]. По мнению И. Л. Жучковой, Сказание о победе над болгарами и рассказ о чудесах Владимирской иконы являлись двумя самостоятельными произведениями XII века. В 70—80-х годах XV века они были объединены и вместе с другими статьями составили «Сказание о чудесах Владимирской иконы»[11].

По стилю сказания существенно отличаются: «Сказание ο победе над волжскими болгарами» более тесно связано с литературной традицией, книжным каноном, присутствуют библейские параллели и реминисценции, в то время как «Сказание ο чудесах Владимирской иконы» характеризуется разговорным языком, выразительностью диалогов, бытовыми реалиями XII века, которыми наполнен текст, в описании чудес не наблюдается зависимости от литературного канона[12].