Скульптура Японии


Скульптура Японии (яп. 日本の彫刻 нихон но тё:коку) развивалась преимущественно в контексте религии: доисторическая дзёмонская керамическая скульптура явно имела религиозное назначение, а с приходом в Японию буддизма популярность набирают статуи персонажей буддийского пантеона. После XIII столетия развитие японской скульптуры почти полностью замирает, вплоть до 1868 года оставаясь в рамках малых форм, таких как нэцкэ и окимоно. Новые веяния в искусство скульптуры принесли западные мастера.

Первые статуэтки японцы делали из глины, в период Яёй появилась деревянная скульптура, сыскавшая широчайшую популярность, а с VI столетия статуи стали делать и из бронзы. В VII веке возникла техника лаковой скульптуры.

Наиболее ранние скульптурные изображения, найденные на территории современной Японии, сделаны из глины и относятся к XV тысячелетию до н. э. Вплоть до IV века до н. э. японцы создавали религиозную скульптуру в значительных количествах, пока дзёмонская культура не сменилась яёйской и их сменили украшенные орнаментами бронзовые колоколоподобные фигуры неизвестного назначения, дотаку. В период Кофун появился новый вид японской глиняной скульптуры: ханива[1].

В период Асука в Японию приходит буддизм. Первый крупный скульптор Японии — Курацукури-но Тори — создал несколько шедевров буддийской металлической скульптуры в храмах Хорю-дзи и Асука-дэра. Постепенно фронтальные скульптуры в стиле Северной Вэй сменились трёхмерными, а затем — стилем Хакухо[яп.]. Приказ императора Сёму об обязательной установке в буддийских монастырях скульптур 741 года был издан в период расцвета буддийской скульптуры, характеризующийся увеличенными размерами статуй. Примером скульптуры того периода является 16-метровая статуя Великого Будды[яп.] из храма Тодай-дзи. В 753 году в Японию прибыл влиятельный китайский монах Гандзин со свитой, в которой было и двое скульпторов; для Гандзина построили храм Тосёдай-дзи. Вместе с ними в японскую скульптуру проникли новые веяния из китайского искусства[1].

Скульпторы IX столетия были недовольны политикой двора и безусловной финансовой поддержкой буддийского духовенства, они отошли от традиции идеализированного натурализма и стали производить деревянные статуи из единого ствола (яп. 一木造 итибоку-дзукури), подчёркивая его форму. Примерно в то же время появилась и синтоистская скульптура — антропоморфные изображения ками, называемые синдзо[яп.][1].