Следствие ведут знатоки


«Сле́дствие веду́т ЗнаТоКи́» — цикл советских детективных телефильмов по сценариям Ольги и Александра Лавровых, один из самых популярных советских телесериалов[1]. Главные герои сериала — три работника московской милиции: следователь Павел Знаменский, инспектор уголовного розыска Александр Томин и эксперт-криминалист Зинаида Кибрит (в последних двух сериях 2002 года — Татьяна Китаева). Слово «ЗнаТоКи» — акроним из первых букв фамилий главных героев — было написано в таком виде в названиях первых четырёх фильмов; в большинстве последующих серий коллективное наименование, как и название в целом, оформлялось заглавными буквами (дела № 5—10, 12, 14—15, 18—20, 22—24), иногда принимая вид «знатоки» (дела № 11, 16, 21) и «Знатоки» (дела № 13, 17). Основная часть цикла состоит из 22 фильмов («дел»), вышедших с 1971 по 1989 год, а фильмы № 23—24, вышедшие в 2002 году, известны также под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя».

Телесериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который преследовал цель «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории, а также вести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности[2][3][4].

Телесериал пользовался большой популярностью у телезрителей Советского Союза, достигнув пика популярности в конце 1970-х — начале 1980-х годов[5]. Актёры, игравшие «ЗнаТоКов», хотя и были до того известны кинозрителю, именно благодаря телесериалу приобрели всесоюзную славу[6].

«ЗнаТоКи» с 1971 по 2002 год на экране расследовали разнообразные уголовные дела: от убийств, грабежей, фальшивомонетничества до хищений на плодоовощной базе и подпольной торговли золотом и произведениями искусства. В деле № 2 они даже изобличают иностранного шпиона. Для «ЗнаТоКов» характерна кабинетная, несколько рутинная следственная работа. В телесериале всего одна погоня и очень мало стрельбы и драк — главный упор сделан на возникающие по ходу дела этические проблемы, на столкновение и взаимодействие характеров[1]. До 1989 года в телесериале не было натуралистических подробностей кровавых и жестоких преступлений, зато детально проработаны характеры преступников. В связи с этим, как отмечал журнал «Советский экран», иногда актёры, играющие роли преступников, затмевали собой главных героев телесериала[7].