Милиция


Мили́ция (от лат. militia — «воинство», «служба», «ополчение» из лат. miles — «воин», milites — воины от латинского же mille — «тысяча») — название:

Основные функции милиции — поддержание признаков государства, защита прав граждан и общества. Милиция представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, выполняющих функции общественного порядка и стабильности в стране, области, регионе. Сотрудников милиции называют милиционерами.

В Новое время словом милиция было принято обозначать (и в этом значении оно используется в большинстве государств и стран мира) нерегулярные вооружённые организации, используемые как для военных целей, так и для поддержания общественного порядка, создаваемые из местного населения, часто на добровольной основе (ополчение), и не входящие в состав системы государственных регулярных военных и правоохранительных органов (см. Милиция (ополчение)). Само Новое время, согласно принятой многими историками схеме, началось отказом короля Англии подписать «Билль о милиции», согласно которому он лишался права быть её верховным главнокомандующим, и решимость Палаты общин не изменять билль не позволяла сторонам гражданской войны заключить мир.

Первоначально латинское слово «militis» означало «военный» от «mille» — «тысяча», «легион». Но христиане не должны были убивать. Солдат-христианин был вправе выполнять лишь полицейские функции согласно посланию первоверховного апостола Павла: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч…» (Рим. 13:4). Даже Мартин Турский отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин мечом сражается только с преступниками, а к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить. Из уважения к убеждениям христиан первоначально милиция была создана ещё Константином Великим в Римской империи[3].

Но после того, как благодаря Амвросию Медиоланскому христианство стало государственной религией, крестник Амвросия Блаженный Августин в своей «Исповеди» назвал самого апостола Павла (Савла) воином (militiam), подчинившего Христу проконсула Павла и взявшего себе его имя. Блаженный Августин сформулировал также условия ведения боевых действий милицией. Для этого война должна была быть справедливой, а милиционер должен соблюдать этический кодекс: обнажать меч только по приказу, любить и исправлять врагов своих, не устраивать резню, грабежи и поджоги. С крестом вместо меча в справедливой войне имели право выступать только духовные лица[4]. Жизнь христианина — это служба в милиции (Бога). «Militia est vita hominis super terram, et sicut dies mercenarii dies eius», не определено ли человеку время (службы в милиции) на земле, и дни его не те же ли, что дни наёмника? (Иов. 7:1). Поэтому монашеские ордена Запада, в том числе и не вооружённые, также назывались «Милиция Христова».