Смиха


Смиха́ (ивр. ‎סְמִיכָה‏), буквально «покрывание», «рукоположение», в талмудический период — обряд рукоположения раввина, в настоящие дни — документ, подтверждающий присвоение звания раввина, а также круг его полномочий.

В еврейском праве регулирование споров было не только юридическим вопросом, но также и религиозным. Это отождествление закона с религией подразумевало то, что судьи должны были обладать не только юридическими знаниями и квалификацией, но также они должны были иметь духовную квалификацию, и назначение судей было не только гражданской церемонией, а также и религиозной церемонией. Эта идея является корнем смихи[1].

С момента рукоположения посредством смихи судья получал духовное одобрение на свою высокую должность, то есть исполнение его обязанностей стало религиозным актом[2].

Первая ссылка в Библии на назначение еврейских судей встречается в Исх. 18:13—27, где Итро предложил Моисею план, как освободить его от тягостной деятельности в области судейства, которую Моисей осуществлял с утра до вечера каждый день, разрешая гражданские споры людей[4]. «Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Чис. 11:14). Так Моисей сетовал, говоря о необходимости отдыха. Бог велел ему собрать у скинии семьдесят старейшин: «возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Чис. 11:16—17). Моисей выполнил его волю, тогда «дух почил на них» и «они прорицали» (Чис. 11:25).

Однако в отношении Иеошуа бин-Нуна сказано, что Моисей по велению Бога «возложил на него руки свои», то есть между ними возникли особые отношения передачи. Так появилось понятие «возложение рук» или «рукоположение».

Случай Моисея является прямым источником «рукоположения между учителем и учеником», которое практиковалось впоследствии. Рабби Ба утверждает в Ерушалми: «Изначально каждый (то есть каждый учитель) рукополагал своих собственных учеников, таким образом р. Иоханан б. Закай рукоположил р. Элиэзера и р. Иеошуа, р. Иеошуа рукоположил р. Акиву, р. Акива рукоположил р. Меира и р. Шимона». После этого он продолжил: «Существовали желающие почтить этот дом (дом Наси) и заявившие, что если Бет-Дин рукоположен без одобрения Наси — рукоположение было недействительно, но если Наси был рукоположен без Бет-Дин, смиха была действительна; затем снова они приняли правило, в соответствии с которым рукоположение должно быть выполнено с взаимного одобрения Бет-Дина и Наси».