Соммаруга, Джузеппе


Джузеппе Соммаруга (итал. Giuseppe Sommaruga; 11 июля 1867, Милан — 27 марта 1917, Милан) — итальянский архитектор, считающийся одним из главных представителей стиля либерти[3].

Будущий архитектор родился в Милане в семье художника-декоратора Джакомо Соммаруги и Элизы Биффи. В Академии Брера в Милане был учеником Камилло Бойто. В 1887 году по рекомендации Бойто молодой Джузеппе прошёл обучение у миланского архитектора Луиджи Броджи, но вскоре дистанцировался от историцистского подхода к искусству и стал ориентироваться на произведения прогрессивных архитекторов венской школы Отто Вагнера и Й. М. Ольбриха.

На международном архитектурном конкурсе в Турине в 1890 году он получил премию, но также и неоднозначные отзывы: фасад здания по его проекту был признан «чисто современным по своему характеру, но слишком театральным»[4].

В 1891 году, получив квалификацию преподавателя архитектурного рисунка, он посвятил этому несколько лет в рисовальной школе рабочего общества Канцо (Комо).

Его основное произведение — Палаццо Кастильони в Милане — сделало его известным как представителя нового стиля либерти в Италии. Для Международной выставки в Милане в 1906 году Соммаруга представил проекты садов на площади Пьяцца д’Арми с большим фонтаном. Алессандро Маццукотелли сделал для этого фонтана детали флорального (растительного) декора из кованого железа. В оформлении интерьеров Соммаруга сотрудничал с Маццукотелли, Эудженио Куарти и Раймондо Д’Аронко[5].

Творчество Соммаруги повлияло на формирование мастерства архитектора-футуриста Антонио Сант-Элиa; считается, что мавзолей Факканони на кладбище Сарнико, созданный Соммаруггой в 1907 году, вдохновил архитектора-футуриста на проект 1912 года кладбища в Монце[6].